Сколиоз, плоскостопие и художественная гимнастика. Совместимы ли
Просмотров 2к. Обновлено
Вопрос от подписчика
Дочке 6 лет. Внезапно появилось желание заниматься художественной гимнастикой. Мнение тренера: фигурная, но крайне тяжело и болезненно будет тянуться, большие проблемы с прыжками. Дочка настаивает, и, к нашему удивлению и радости, у нее впервые появилось упорство и цель. Сама старается.
Мнение ортопеда: гипермобильность суставов, тянуть нельзя совсем, сколиоз начинается, плоскостопие и вальгусная стопа (ходит в ортопедических стельках). Пугает даже инвалидностью. При этом настаивает на том, чтобы «накачать» ноги и мышцы спины (чтобы держать суставы ноги позвоночник).
Тренер говорит, что да, колени «разболтаны». Из-за этого и проблемы с прыжками. Но! Именно гимнастика и поможет выровнять спину и «поддержать» ноги. Очень хочется узнать мнение специалистов….
Ответ эксперта
Здравствуйте!
Все действительно говорят вам правильную информацию, просто каждый согласно своей профессиональной деятельности. Вам поможет спорт, но не в спортивной секции гимнастики. Объясню.
В гимнастику изначально берут девочек с хорошими данными. Нагрузки достаточно быстро становятся очень серьезными. И даже те, у кого не было проблем с суставами и связками могут их обрести со временем (при неправильном тренерском подходе это часто происходит, но, конечно, не всегда). Так что тренеру важно получить изначально гибкую пластичную девочку, чтобы можно было с ней работать по плану, а не заниматься укреплением здоровья — профессиональный спорт эту задачу не ставит. Там есть отсев спортсменов на разных этапах, есть изначальный отбор по физическим данным, спортивная секция — не то место, где вы укрепите колени, вы можете усугубить ситуацию.
А вот в секции оздоровительной гимнастики — можете, вам нужно ее найти и проговорить все нюансы здоровья с тренером. Он составит план занятий с учетом особенностей суставов. Тогда у вас будет возможность и гимнастикой заниматься, и здоровье укрепить. Позанимайтесь год, проверьте данные. Если все будет хорошо — присмотритесь дальше к спорту.
Сейчас в 6 лет вы можете решить все эти вопросы, а вот если она прозанимаемся пару лет в спортивной секции и вы усугубите все, то уже будет сложнее все исправить.
Рекомендуем прочитать наши статьи:
- Плоскостопие у детей: виды, причины, лечение
- Гибкость: понятие и ее основные характеристики
- Медицинские противопоказания к занятиям спортом
Гимнастика и лечение профилактики плоскостопия у детей и дошкольников
13917 7 минут
Опубликовано:18мая
2017
Плоскостопие или по-другому плосковальгусная деформация стоп является одной из самых распространенных патологий людей. Ее степень выраженности может быть весьма различной – от небольшого отклонения оси пяточной кости и незначительного уплощения продольного свода до его полного отсутствия с деформацией всей стопы.
У ребенка формирование сводов стопы происходит в возрасте от 3 до 5 лет. В первые месяцы жизни подошвенная поверхность стопы у детей ровная. И только, когда они начинают вставать на ноги и ходить, постепенно появляются своды стопы. Они играют очень важную роль в формировании правильной опоры и ходьбы, в развитии суставов нижних конечностей и позвоночника.
Вероятность проявления плосковальгусных стоп у ребенка можно заранее предсказать, если у одного из родителей и, тем более, у обоих есть плоскостопие.
К заметным признакам плоскостопия у детей относятся:
— Изнашиваемость обуви — каблук больше стачивается с внутренней стороны.
— Чрезмерный лордоз (изгиб вперед) в поясничном отделе и компенсаторный кифоз (изгиб назад, «круглая спина») в грудном отделе;
— Неловкая походка, ребенок часто спотыкается, падает на ровном месте;
— Сложность правильной постановки ног и ходьбы по ровной линии;
— Жалобы на быструю утомляемость ног при незначительных физических нагрузках, нередко на болевые ощущения в стопах, голенях и иногда даже в тазобедренных суставах и спине.
Если у ребенка проявились признаки плоскостопия, то родителям нужно сразу обратиться к ортопеду.
Кроме того, плосковальгусная стопа — прогрессирующее заболевание. И даже изначально незначительная деформация без должного лечения может привести в дальнейшем к весьма тяжелым последствиям.
Плоскостопие, особенно его сильная выраженность, отражается на походке и осанке человека, приводит к искривлению позвоночника, болям в стопах, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах.
При активном занятии спортом из-за плоскостопия нагрузка начинает неправильно распределяться на мышцы ног, спины. Таким образом происходит перегрузка отдельных групп мышц, отделов позвоночника, где могут появиться сильные боли, изменение осанки, иногда даже защемление нервов.
Поэтому опытные врачи и массажисты при выявлении причины болей в суставах и мышцах ног, спины в первую очередь оценивают состояние стоп и наличие плоскостопия. В зависимости от этого они могут выявить последовательную цепочку перегрузки мышц и суставов, которая приводит, например, к болям в спине. После этого назначается эффективное лечение.
Но занятия спортом при плоскостопии не запрещены. Наоборот, специальные физические упражнения являются хорошим средством для лечения плоскостопия.
Лечение плоскостопия состоит из 5 основных моментов:
— Физические упражнения;
— Правильная обувь;
— Ортопедические стельки;
— Формирование правильного навыка стояния и ходьбы;
— Массаж.
Стопа состоит из многих костей и суставов. Они поддерживаются целой группой мышц и связок. Для их гармоничного развития необходима физическая нагрузка. Но, пока маленькие дети не начнут сами вставать на ноги и делать первые шаги, принуждать их нельзя, поскольку их суставы и мышцы к этому еще не готовы.
Но, когда ребенок начинает уверенно ходить, для профилактики и лечения плоскостопия рекомендуется заниматься развивающей гимнастикой. Стопы должны работать, испытывать нагрузки, сгибаться и разгибаться, чувствовать рельеф поверхности, на которую они опираются.
Гимнастические упражнения, в том числе на снарядах, гармонично развивают мышцы ног, учат правильной ходьбе, осанке, имеют различные рельефы, которые массируют своды стопы.
Польза гимнастических снарядов для лечения плоскостопия:
— Лазание на шведской стенке, приседания массируют своды стопы, укрепляют мышцы стоп, голени.
— Упражнения на бревне учат правильной постановке стоп. Неустойчивая опора придает мышцам ног дополнительную нагрузку. Форма бревна оказывает массирующее воздействие на стопы при выполнении различных упражнений.
— Упражнения на брусьях, где есть опора на ноги, укрепляют мышцы стоп и массируют их.
— Лазание по полосе препятствий состоит из ходьбы по различным формам и рельефам модулей, которые укрепляют мышцы ног.
— Прыжки на батуте – любимое занятие детей и один из самых эффективных способов для укрепления всех мышц и суставов ног. Особенно активно во время прыжков на батуте работают мышцы стоп. А сетка батута их массирует.
— Ходьба, прыжки на тактильных (массажных) кругах с различным рельефом имеют прямое предназначение для профилактики и лечения плоскостопия.
— Различные силовые упражнения и прыжки на полу, на акробатической надувной дорожке также отлично укрепляют стопы, голени.
— Во время прыжков через скакалку активно работают мышцы стоп и голени.
Некоторые гимнастические упражнения для укрепления сводов стопы можно регулярно выполнять в домашних условиях:
1) В положении стоя ноги вместе, поднимать большие пальцы ног, не отрывая от опоры другие. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.
2) В положении стоя ноги вместе перекатываться с пятки на носок и обратно. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.
3) В положении стоя ноги вместе, поднимать и опускать все пальцы. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.
4) В положении стоя ноги вместе, передвигаться на стопе вперед с помощью сгибания всех пальцев ног.
5) В положении стоя ноги вместе, передвигаться вперед, рисуя стопами треугольник (сначала развести носки и соединить пятки, затем соединить носки и развести пятки, и т.д).
6) Ходьба на носках/на пятках.
7) Удержание равновесия на носках – 10 секунд по 2 подхода.
8) Поднимание на носки в положении стоя у опоры ноги вместе — 20 раз по 2 подхода.
9) В положении сидя ноги вытянуты вперед, носки натянуть на себя, затем вытянуть вперед – 10 раз по 2 подхода.
10) В положении стоя у опоры на носках, ноги на ширине плеч, сделать приседания на корточки – 10 раз.
11) Прыжки на носках на двух ногах, затем на одной. Руки держать на поясе. Выполняем 10 раз 2 подхода.
12) Катать каждой ногой круглую палочку или бутылку – по 2 минуты 3 раза в день и более.
Выбор правильной обуви и ортопедических стелек
Совет дает детский ортопед-травматолог высшей категории Алексей Валерьевич Виноградов:
«В этом вопросе важно соблюдать меру. У здоровых детей нельзя держать стопы ребенка постоянно в обуви. Дома позволяйте ему как можно больше ходить босиком или в вязаных из грубых ниток носочках. Допускается так же мягкая обувь с мягкой подошвой и небольшим каблучком.
Летом на природе так же позволяйте ребенку бегать босиком или в обуви с мягкой подошвой. Стопы должны работать, испытывать нагрузки, сгибаться и разгибаться, чувствовать рельеф поверхности, на которую они опираются. Стимулируйте ребенка к подвижным играм, бегу, прыжкам.
Уличная обувь должна быть удобной, ни в коем случае не узкой и не на высоком каблуке. Обувь должна плотно, но в то же время мягко облегать стопу. Нога в обуви не должна болтаться или напротив быть сдавленной. Каблучок допускается в зависимости от возраста ребенка размером от 1 до 3 см., не больше. Нога ребенка растет очень быстро (особенно в периоды физиологически бурного роста — от 4 до 6 лет и от 11 до 15 лет), поэтому необходимо не реже 1 раза в 3-4 месяца измерять стопы, чтобы вовремя менять обувь.
Вид ортопедических стелек, как и обуви, и режим их ношения определяет только ортопед. Они должны быть удобны ребенку, не вызывать дискомфорта при стоянии и ходьбе. Стельки надо вкладывать только в ту обувь, которая хорошо фиксирует стопу. Их применение вместе с домашними тапочками, кедами, сандалиями без жесткого задника никакого эффекта не даст.
Стельки надо менять один раз в 6 месяцев или даже чаще в периоды бурного роста ребенка».
Формирование правильного навыка ходьбы
Рекомендации детского ортопеда-травматолога высшей категории Алексея Валерьевича Виноградова:
«Очень важно научить ребенка правильно стоять и ходить. Без правильно сформированного стереотипа ходьбы лечение плосковальгусных стоп не даст должных результатов. При ходьбе стопы должны ставиться параллельно, ноги не должны разводиться в стороны более чем на 5-6 см.
Навык правильной ходьбы вырабатывается многие месяцы. Если ребенку трудно выполнять ваши команды и самостоятельно контролировать положение стоп при ходьбе, то можно нарисовать полосу, вдоль которой он будет ходить».
Массаж
Для лечения плосковальгусной стопы детям назначается несколько курсов лечебного массажа. Также родителям рекомендуется освоить приемы классического массажа для систематического и постоянного лечения плоскостопия у ребенка.
Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.
Все статьиХудожественная гимнастика для девочек в Санкт-Петербурге
Дата публикации: 06.10.2019 21:56
Описание художественной гимнастики:
Художественная гимнастика – исключительно женский вид спорта, который включает в себя выполнение танцевальных, гимнастических упражнений под музыку, длительностью 90 секунд. Упражнения могут быть, как индивидуальными, так и групповыми (в состав команды входит 5 человек). Выступление проходит на специально оборудованном гимнастическом ковре – помосте (13 х 13 метров). В зависимости от возраста и правил гимнастка выступает с предметом (скакалка, обруч, мяч, булава, лента) или без.
Этот достаточно молодой вид спорта возник в Санкт-Петербурге в 1913 году. Первой школой, которая дола толчок для развития этого грациозного вида спорта и впервые объединила преподавателей разных стилей гимнастики стала – Высшая школа художественного движения. Сейчас почти в каждом регионе России открыты спортшколы и секции по художественной гимнастике. В Санкт-Петербурге 5sisters имеет несколько филиалов, в которых может тренироваться ваш ребенок.
Почему стоит заниматься художественной гимнастикой.
Здоровье:
Спорт – это постоянные физические нагрузки, которые способствуют гармоничному формированию развивающегося, детского организма. Ежедневно, под чутким руководством профессиональных тренеров ведется работа по укреплению всех групп мышц гимнасток, а также врачами доказано, что упражнения помогают повысить функциональный уровень сердечно-сосудистой, вегетативной, дыхательной систем организма и вестибулярного аппарата. Благодаря акробатической составляющей тренировок у девочек развивается навык ориентирования в пространстве и самостраховки.
Нельзя не упомянуть, что в художественную гимнастику часто отдают детей для профилактики сколиоза и плоскостопия, ведь именно гимнастки славятся своей безупречной осанкой.
Характер:
Кроме здорового организма этот спорт славится выработкой особой дисциплины. С ранних лет художественная гимнастика помогает воспитывать в девочках силу воли, работоспособность, усидчивость, способность концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Ежедневный труд и работа над собой вырабатывают в юных спортсменках выдержку и стрессоустойчивость, они быстро становятся самостоятельными, настойчивыми и стремятся к достижению своих целей.
Вместе с тем художественная гимнастика помогает эстетическому развитию девочки: воспитывает вкус, учит пластике движений и умению чувствовать музыку, артистичности и как правильно преподносить себя на публике.
Внешний вид:
Как правило, все гимнастки славятся точеными фигурами. Девочек, занимающихся художественной гимнастикой, видно издалека: стройная фигура, длинные ноги, правильная осанка, изящная походка.
Кому подойдет художественная гимнастика:
Художественная гимнастика – исключительно женский вид спорта.
Идеальный возраст для того, чтобы начать заниматься — 4-5 лет, но в некоторых спортивных школах принимают девочек от 3х лет.
Каждая спортсменка проходит индивидуальный отбор:
— По внешним данным. Преимущество имеют стройные высокие девочки.
— По физическим данным. Будущих гимнасток проверяют на гибкость, пластичность и выворотность. Обращают внимание и на координацию движений, ведь в будущем девочкам предстоит овладеть гимнастическими предметами.
— Характер будущей спортсменки также является ключевым звеном. Выбирают упорных и трудолюбивых детей.
— Существенным при отборе гимнасток является хорошая память, которая понадобится при постановке упражнений и заучивании элементов.
— Желательно, чтобы у ребенка был музыкальный слух, и она имела чувство ритма.
Гимнастика за или все-таки против?
Каждый родитель, который отдает девочку в гимнастику должен понимать, что результат приносит только любимое дело.
Чтобы добиваться вершин, нужно не просто тренироваться, нужно жить художественной гимнастикой. Если юная спортсменка действительно хочет посвящать этому спорту все свое свободное время, то задача родителей объяснить все плюсы и минусы. Поддерживайте свою чемпионку и гордитесь ею.
Когда тренировки проходят в удовольствие и девочка получает поддержку со стороны родителей, тогда можно говорить о том, что художественная гимнастика принесет вашему ребенку не только пользу, но и высокий результат.
«Художественная гимнастика: с чего начинается победа»
К списку новостей«Художественная гимнастика: с чего начинается победа»
В Костроме 22 и 23 апреля впервые за долгое время состоится межрегиональный турнир по художественной гимнастике. На соревнования приедут спортсменки из десяти регионов России. Корреспондент портала K1NEWS в преддверии турнира поговорила с тренером команды Галиной РОМАНОВОЙ и посетила тренировку костромских гимнасток.
Светлый просторный зал. Десятки розовых портфелей ждут своих хозяек в сторонке. Почти полсотни юных гимнасток растянулись в шпагате. Идет разминка. Шесть раз в неделю от 2 до 4 часов спортсменки проводят в зале. Перед соревнованиями бывает и по две тренировки в день. Кроме спорта в их жизни есть школа и домашние задания, от которых не спасают важные победы. Хрупкие и гибкие 11-летние леди смотрят на мир совсем взрослыми глазами, ставят перед собой амбициозные цели. И, кажется, что это про них сказана вечная фраза: «Быть, как стебель, и быть, как сталь».
В художественную гимнастику девочки приходят разными путями. Чью-то активность подмечают внимательные воспитатели еще в детском саду и рекомендуют родителям отдать ребенка в спорт. Других детей на занятия приводят, чтобы наоборот подтянуть здоровье и общий тонус. Кто-то идет за компанию с подругой и в итоге остается.
Юлия сама в юности занималась гимнастикой, правда, не художественной, а спортивной. Сейчас она поддерживает своего ребенка.Для нас, родителей, наверное, самое сложное — посвящать тренировкам столько времени. Мы буквально живем вместе с детьми в гимнастическом зале. Но все сложности того стоят, когда видишь своего ребенка на турнирах. Наши девочки начинают ездить на соревнования с пяти лет. Наблюдать за их ростом – большая радость. Мы очень благодарны тренерам, которые раскрывают в девочках природные данные и развивают их способности, — поделилась своим мнением Юлия, мама 9-летней спортсменки Ксении.
Что сами гимнастки больше всего ценят в любимом виде спорта? Где черпают силы и вдохновение, каких успехов уже добились, а к чему только стремятся? На эти вопросы ответили воспитанницы детско-юношеской спортивной школы №1.
Екатерина Поспелова, 11 лет, в спорте с 6 лет:
Художественная гимнастика – изящный вид спорта. Растяжка – это, конечно, больно, но очень красиво. В детстве я хотела заниматься спортом, родители предложили гимнастику. Когда мы выступаем на соревнованиях в групповых упражнениях (команда состоит из 5 человек – прим авт.), то работаем со всеми предметами, хотя мне ближе сейчас обруч. С девочками мы уже выступали в разных городах: в Иванове, Санкт-Петербурге, в Звездном городке, занимали первые места. Что делаем, если не побеждаем? Еще больше тренируемся, чтобы в следующий раз выиграть.
Мария Новожилова, 11 лет, в спорте с 3,5 лет:
Анастасия Лукьянова, 15 лет, в спорте с 3 лет:Из всех предметов мне больше нравится мяч. Он плавно катается и не так больно бьет, как булава, если его не ловишь. (Улыбается) Нравятся костюмы в стразах, в которых мы выступаем. С девочками в команде мы сдружились легко. Над синхронностью работаем. К чему я стремлюсь? Крутить повороты еще лучше, прыгать еще выше и чтобы предметы всегда летели в руки.
Виктория Козлова, 12 лет, в спорте с 3 лет:Мне непросто работать с лентой. Она длинная и на ней легко завязываются узлы, а еще нужно постоянно следить, чтобы она не касалась пола. Я не могу сказать, что мы придерживаемся определенной диеты, но, конечно, нужно быть в форме, следить за весом. Я ем все, но по чуть-чуть. В мои планы входит стать мастером спорта по художественной гимнастике. Из знаменитых гимнасток меня больше всех вдохновляет Евгения Канаева.
Анна Покровская, 10 лет, в спорте с 4 лет:В детстве у меня было плоскостопие, и родители привели меня в гимнастику, чтобы оно скорее исправилось. На первых тренировках важную роль сыграл подход тренеров. Если что-то не получалось, мне помогали, поясняли и рассказывали. Сейчас волнение на соревнованиях бывает, когда выходим первый раз с новой программой. Когда работаем с проверенной программой в моральном плане немного легче. Всегда ли легко собраться на тренировку? Бывает сложно с графиком 6 тренировок в неделю, но если приходят такие мысли, я себе говорю: «Я не могу подвести команду. Мне нужно идти и сделать все максимально верно, чтобы мы хорошо выступили». После гимнастики у меня иногда получается ходить в художественную школу.
Моя цель — стать мастером спорта. Для этого нужно сдать определенные тесты и нормативы. Стараться, сидеть на шпагате и не реветь. И если на разминке, растяжке тренер делает замечания, то нужно все обязательно исправить. Я не выделяю для себя какой-то один предмет — все предметы любимые. Меня вдохновляют олимпийская чемпионка Маргарита Мамун и серебряный призер Олимпиады Яна Кудрявцева. Для меня гимнастика — это серьезно. Я тоже хочу однажды представлять Россию на Олимпиаде.
О достижениях костромских спортсменок, о том, как формируется характер победителя и чем занимаются гимнастки после завершения спортивной карьеры, рассказала Галина РОМАНОВА, тренер по художественной гимнастике.
— Гимнастика – изящный и женственный вид спорта. Интересно, как происходит составление программы? Как придумываете костюмы, по какому принципу подбираете музыку?
— Программу для гимнасток мы составляем на один год. Музыку выбирают тренеры, естественно, советуясь с гимнастками. Если им не нравится, то ищем что-то другое. Эскизы купальников в основном выбирают родители. Иногда портной подсказывает нечто новое. Сейчас многие купальники оформляются стразами Swarovski.
Одна из оригинальных программ недавнего времени — групповое упражнение под музыку из кинофильма «Двенадцать стульев». Мы отправили музыку портному в Ярославль и она нарисовала под нее эскизы, мы их одобрили.
— Галина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в гимнастику?
— В гимнастику пришла в первом классе. В конце десятого класса стала мастером спорта, была членом сборной Псковской области. Я поставила себе цель – стать тренером. Так и вышло. Окончила Московскую государственную академию физической культуры, вышла замуж и переехала в Кострому. С 1990 года занимаюсь тренерской работой.
— Что самое сложное для гимнасток во время подготовки к соревнованиям?
— Держать себя в режиме. Нагрузка большая, дополнительные тренировки, спортсменкам приходится пропускать уроки, самоподготовка по школьной программе тоже ложится на их плечи. Соревнования бывают примерно 2-3 раза в месяц.
В России сейчас работают 10 спортивных обществ по художественной гимнастике. В них входят по 50-60 городов. Мы относимся к обществу «Авангард», что подразумевает 4 обязательных соревнования в год. Недавно наши спортсменки вернулись с отборочного тура по итогам которого будет сформирована сборная на первенство России «Юный гимнаст». Первенство пройдет в октябре. Костромичка Катя Поспелова попала запасной в сборную команду. Будем надеяться, что она войдет в основной состав.
— Не секрет, что у каждой гимнастки есть предмет, с которым ей работать комфортнее. Как вы считаете, от чего это зависит?
— У каждой спортсменки свой взгляд, и, как говорится, свое «чутье» предмета. Самым сложным предметом считается лента. Мяч если не поймаешь — он ускачет или укатится. Обруч так же может укатиться, а лента сама по себе зрелищна. Дети ее очень любят, но с учетом того, что это 5-6 метров за палочкой — сложно не запутаться самой и следить, чтобы на ленте не завязались банты. Каждый ребенок выбирает свой любимый предмет.
— В основе восточных единоборств часто лежит определенная философия. В гимнастике есть что-то подобное? В чем основа этого вида спорта?
— В первую очередь дети учатся самодисциплине. Они привыкают к режиму дня: школа, через полчаса тренировки, потом уроки 2 часа и на сон время, чтобы восстановиться. Также идет общее развитие ребенка: и хореография, общая физическая подготовка, гибкость. Владение предметом способствует развитию обоих полушарий мозга. Предмет подразумевает работу обеими руками, поэтому гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта.
— Можно ли воспитать характер победителя? Сразу ли видно потенциал ребенка?
— С первого взгляда не определишь, на что способен ребенок. Бывает так, что физические данные есть, но нет характера. Стоит увеличить нагрузку и девочка уже не хочет трудиться. А есть дети со средними данными, которые на начальном этапе не выделялись, а за счет трудолюбия и желания преодолевают себя. На определенном этапе они начинают показывать результаты лучше, чем девочка с более выигрышными физическими данными. Те дети, которые приходят преодолевая себя — добиваются больших результатов, чем детки которым все дается легко.
— Многое от родителей зависит в такие моменты?
— Очень многое зависит. У тех родителей, которые держат себя в режиме и приводят дочерей в 4 года на регулярные тренировки: хочет ребенок не хочет, день рождения или праздники — все равно приводят – у тех родителей дети привыкают. В нашем спорте крайне важен вклад родителей: и купальники сшить, и предметы купить — вид спорта дорогой. Бывает, что и на соревнования дети ездят за свой счет. В успехах детей огромная заслуга родителей.
— В карьере спортсмена неизбежны сложные моменты, когда что-то не получается и хочется все бросить. Как вы помогаете гимнасткам в такие моменты? Что говорите?
— Гимнастика — эмоциональный вид спорта. Где-то и поругаем, а где-то и пошутим, без юмора никуда. Пытаемся убедить, напоминаем девочке, что она столько лет посвятила этому труду и в любом случае надо идти до конца — стать мастером спорта, показать свой характер. Но бывает, что и это бесполезно. В такие моменты многое зависит от слаженной работы самой гимнастки, тренера и родителей, если все за одно и со всех сторон, то получается дойти к цели.
— Какое будущее ждет гимнасток после совершеннолетия? Куда обычно поступают? В жизни им характер победителя помогает?
— Те девочки, у кого с детства были хорошие результаты на соревнованиях, кто успешно выступал — стараются идти дальше в художественную гимнастику. Уходят в тренеры, преподают фитнес. Сейчас несколько моих бывших спортсменок учатся в Санкт-Петербурге в институте физической культуры и они нарасхват. Кто-то просит их с растяжкой помочь, из фигурного катания просят индивидуально позаниматься. Конечно, есть девочки, которые хотят и юристами быть. В любом случае, самоорганизация и дисциплина помогают им в любой сфере, чем бы они в дальнейшем ни занимались.
(с)Екатерина Алексеева, К1NEWS
Екатерина АЛЕКСЕЕВА
К списку новостей
Выбираем правильно спортивную секцию
Ваш ребенок подрос, и вы озадачены вопросом, в какой же вид спорта записать малыша, чтобы не навредить здоровью, а наоборот — укрепить его? Сейчас мы вам об этом расскажем. А если вы чувствуете в себе бунтующий спортивный дух и желание реализовать себя в спорте в профессиональном плане, посетите Центр дополнительного образования InstructorPRO. Обучение фитнес инструкторов в Екатеринбурге включает в себя ряд базовых курсов, а также профильные семинары. Так что здесь каждый найдет то, что подходит именно ему. Для получения детальной информации переходите на сайте компании по ссылке https://instructorpro.ru/.
Советы родителям
- Если у вашего ребенка плоскостопие, то следует его отдать в секцию по спортивной или художественной гимнастики.
- Детишек, которые часто болеют, можно записать в хоккейную секцию, плавание, фигурное катание.
- Чтобы была красивая осанка, то подойдет конноспортивная секция, художественная гимнастика, плавание, фигурное катание.
- Если проблемы с вестибулярном аппаратом, ребенка укачивает в парках на аттракционах, в машинах, то пойдут на пользу занятие футболом, дзюдо, карате, фигурное катание.
- Развить выдержку и внимание поможет большой и настольный теннис, еще и улучшится работа органов дыхания.
- Самым здоровым видом спорта, где ребенок закаляется и укрепляет свое здоровье – это, конечно же, плавание. Плавание помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение.
- Для детей с заболеванием ДЦП, болезнь Дауна, аутизм будет полезна верховая езда. Регулярные выездки хорошо влияют на весь организм, нормализуют деятельность нервной и пищеварительной систем, снижают судорожную готовность, уровень сахара в крови у диабетиков. Кроме того, лошади помогают развить у детей с задержкой умственного развития эмоциональные реакции и приобрести двигательные навыки.
В конце хотим обратить ваше внимание на один важный момент. Прежде, чем ребенка записать в секцию необходимо изучить противопоказания к занятиям и проконсультироваться с педиатром, чтобы не получилось так, что «одно лечим, а другое калечим».
5 мифов о детском плоскостопии
Отсутствие патологий стоп – один из важных показателей здоровья.
И, в свою очередь, плоскостопие может запустить цепь последовательных изменений в организме ребенка. Что важно об этом знать и как не «купиться» на досужие домыслы? Разбирались с экспертом.
1. Плоскостопие – врожденная патология?
Лишь в 3 % случаев плоскостопие имеет наследственную природу. Во всех остальных – это результат неправильного формирования стопы. Более того, у новорожденных деток стопа плоская, и до периода активного хождения она имеет выраженную жировую подушку. Продольные и поперечные своды формируются постепенно, в течение нескольких лет и можно даже сказать, что у досадовских малышей плоско-вальгусная установка стопы укладывается в коридор нормы. То есть если вы, скажем, видите следы своего едва научившегося бегать малыша на песке, и они не имеют привычного рельефа – «взрослой» выемки – это абсолютно нормально. Что бы по этому поводу ни говорили другие мамы или бабушки.
2. Тревожные сигналы или капризы?
А вот повторяющаяся жалоба малыша: «Ножки болят!» – косвенный признак плоскостопия. Малыш не опишет в деталях, как и где именно ему больно, просто не найдет нужных слов. Вычислить патологию визуально, если вы не врач, практически невозможно. А вот ортопед или специалист по стопе – подиатр, заподозрив проблему, проведет тесты и осмотрит малыша на специальном приборе – подоскопе. Он наглядно покажет, правильно ли развивается «архитектура» сводов.
О чем речь? Не будь наша стопа идеальным амортизатором, ходьба, беготня и прыжки превращались в серию бесконечных сотрясений и микроударов по позвоночнику, передающихся внутренним органам и головному мозгу. Однако, природа подарила нам три свода у стопы (внутренний, наружный и поперечный). Вот они – три рессоры, что делают ходьбу комфортной в любом возрасте. Однако, если они «проседают» или изначально формируются неправильно, развивается плоскостопие.
Оно бывает трех видов (в зависимости от того, какой из сводов «просел»): поперечное, продольное или же смешанное, представляющее собой сочетание обеих этих форм.
Профилактически показаться подиатру следует, когда малыш начинает ходить. Затем осмотр необходимо проходить раз в два года – в 3, 5, 7 лет. При достижении школьного возраста – один раз в год. К сожалению, современные школьники зачастую ведут малоподвижный образ жизни, соответственно, ортопедические проблемы усугубляются и накапливаются.
3. Справиться с плоскостопием поможет любой спорт…?
Запись в спортивную секцию часто рассматривается как панацея от всех бед. Увы, многие виды спортивных нагрузок, напротив, противопоказаны ребенку с патологиями стоп. При плоскостопии не полезны все «асимметричные» виды спорта. Это и большой, и настольный теннис, единоборства, фехтование, баскетбол, бадминтон, фигурное катание.
Впрочем и многие другие виды спорта (художественная гимнастика, футбол и т. д.), где тренеры рассчитывают вырастить будущих олимпийских чемпионов, также не на пользу. У малышей с неокрепшими мышцами и связками и «несозревшими» сводами вследствие интенсивных тренировок может выработаться неправильная установка стоп.
Спорт со знаком плюс в случае проблем с опорно-двигательным аппаратом – плавание. Занятия в воде снимают напряжение с позвоночника и укрепляют своды стопы, поскольку происходит постоянная, не усложненная гравитацией работа ног, мышцы напрягаются и расслабляются.
4. Плоскостопие – хорошо, в армию не возьмут?!
А вы не задумывались, почему при такой патологии молодого мужчину не рассматривают как потенциального защитника Отечества?
Здоровые стопы – это залог здоровья всего организма в целом без какого-либо преувеличения.
Равно как и у взрослых, у деток деформированная стопа не в состоянии работать главным амортизатором тела – пружинить, распределять нагрузку при ходьбе, смягчать толчки и удары при активном движении, а значит, страдает весь растущий организм. Проблемы опорно-двигательного аппарата запускают цепь последовательных изменений в организме ребенка. Они движутся снизу вверх, от стоп – к позвоночнику и дальше к голове.
Ребенок с плоскостопием сутулится, быстрее устает из-за хронической гипоксии (а как еще работать сжатым грудной клеткой легким?) и даже имеет проблемы с прикусом. Да-да! Исследования последних лет указывают на прямую связь между патологиями прикуса и стопы.
И наконец, нарушение естественной биомеханики стопы ухудшает координацию, повышая риск травм как во время спортивной нагрузки, так и в повседневной жизни.
5. Будем лечить… Всем нужна ортопедическая обувь с супинатором?
Вообще любой подиатр скажет, что лучшая обувь для ребенка – полное ее отсутствие. И в этой шутке лишь доля шутки.
В идеале для максимально правильного и естественного формирования сводов стопы ребенок должен ходить босиком по земле, песку, морской гальке. Возможность свободного движения суставов, полный контакт с поверхностью способствуют естественному развитию походки и координации. Но все мы понимаем, что ради защиты от травм и во избежание переохлаждения обувь по сезону все-таки нужна.
Исследования показывают, что оптимальная детская обувь должна отвечать следующим критериям:
- Небольшой вес.
- Гибкость в носке: нога должна иметь возможность совершать естественный перекат.
- Сплошная, не слишком тонкая подошва без выраженного каблука.
- Надежная фиксация стопы.
- Плоская стелька. Не рекомендуется использовать стельку с фабричным супинатором.
Остановимся на последнем пункте подробнее. Так называемая ортопедическая обувь с валиком внутри может принести как пользу, так и вред (и это уж как повезет!). Почему? Все просто. Супинатор расположен на стельке в неком усредненно-правильном месте. Но ноги-то у всех деток разные! Куда смещает нагрузку этот валик и принесет ли он пользу – не известно.
В случае реальной медицинской проблемы, если плоскостопие все же развилось, ребенку нужна консультация подиатра и подбор индивидуальной ортопедической стельки. Такие индивидуальные ортезы предназначены для коррекции не только положения, но и — что важно! — работы стопы. Они способствуют формированию правильных ее сводов и коррекции осанки в период быстрого роста ребенка.
Дополнительно лечение может включать массаж и систему упражнений для разработки и укрепления нужных мышц. Комплекс ЛФК также сугубо индивидуален и разрабатывается специалистом. Важно! Родители не должны заниматься лечением ребенка без консультации врача, это может лишь усугубить положение.
По данным ВОЗ, наиболее распространенными хроническими заболеваниями в мире являются болезни опорно-двигательного аппарата, ими страдает 80% населения. При этом плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний ОДА.
Автор статьи: Ольга Борисовна Чижевская, исполнительный директор Лиги содействия развитию подиатрии
Тренажер для подъема стопы
Зачем нужен тренажер для подъема стопы?
Во время танца или других физических упражнений стопы испытывают колоссальную нагрузку. Поэтому им уделяется повышенное внимание с самого раннего возраста – ученики и ученицы начинают тренировать их с первого дня занятий и продолжают на протяжении всей профессиональной жизни. Ведь именно крепкие и подвижные суставы стоп способствуют тому, чтоб нагрузка всего тела при танце распределялась правильно и равномерно. Особенно это касается людей, занимающихся балетом и художественной гимнастикой. К слову, при приеме в балетную школу к изгибу стопы или подъёму уделяется повышенное требование. Только единицы обладают природной силой и гибкостью стопы, да и то им приходится постоянно тренироваться, чтобы развить эти качества.
Ballet foot stretch
Для более плодотворного результата были придуманы различные специальные тренажеры: ballet foot stretch – один из них. Тренажер позволяет растянуть сухожилия, укрепить суставы и, соответственно, саму стопу, чтобы впоследствии она смогла испытывать ежедневные физические нагрузки. Также он помогает развить камбаловидную и икроножные мышцы, формирует красивые линии стопы, к примеру, так называемую, «птичку» («пятка вперед»). Причем, всех этих результатов можно добиться без лишних усилий и боли.
Тренажер будет полезен не только людям, занимающихся балетом, художественной гимнастикой или любыми другими физическими нагрузками, но и, например, женщинам, привыкших ходить на каблуках. Натренированные мышцы – это не только залог красивой осанки и головокружительной походки, но и гарантия активности, подвижности и, самое главное, — здоровья. Тренажер никогда не вызовет воспаления связок, а напротив, поможет их укрепить.
Тренажер для растяжки стопы – когда появился и кем был изобретен?
Тренажер существует уже более 10 лет, он был придуман в начале 21 века хореографом Дэвидом Кампосом. После окончания профессиональной карьеры, он, как и многие выдающиеся танцоры, решил посвятить себя преподавательской деятельности. Принимая желающих в свою частную школу, он заметил, что не у всех развита стопа, у некоторых даже наблюдалось плоскостопие.
Я пытался вспомнить из моего прошлого опыта, наблюдая за танцорами, которые подсовывали свои ноги под диван или батарею в любом уголке балетной студии для того, усовершенствовать свои стопы и танцевать лучше. Уже тогда, я со всей силой осознал, что мне необходимо придумать безопасный и эффективный способ, который бы помог разработать гибкость и силу ног не только моих учеников, но и любого танцора, который будет в этом нуждаться.» — это в часть, где про то как начиналась идея — к началу ближе
— Из письма создателя Тренажера David Campos
Было необходимо развивать стопу, но не с помощью упражнений, а с помощью специального приспособления, который помог бы сделать это безопасно и эффективно. Толчком для изобретения балетного тренажера для стоп послужило наблюдение – Дэвид Кампос вспомнил, как тренировались его коллеги, желающие усовершенствовать изгиб стопы и укрепить ее. Делали они это довольно интересным способом – подсовывали стопы по диваны, батареи и удерживали ее там некоторое время.
Чтобы создать тренажер для растяжки подъема стопы, понадобилось несколько лет испытаний. В теории все выглядело просто – необходимо было изобрести приспособление с волнообразными вырезами, которое смогло бы фиксировать и некоторое удерживать стопу, но на практике все оказалось сложнее. В конце концов, был изобретен сегодняшний вариант ballet foot stretch, который после нескольких проб доказал свою эффективность – студенты Кампоса начинали показывать отличные результаты. Удостоверившись, что разработка удалась, предприимчивый хореограф начал способствовать тому, чтобы тренажер стал известен широкому кругу потребителей. Сегодня ballet foot stretch – является одним из самых безопасных и действенных тренажеров для тренировки стопы, способного поднять результативность тренировок и облегчить выполнение тех или иных упражнений.
Какой эффект ожидать от работы с тренажером?
Тренажер обладает простотой конструкции и легкостью в использовании. По сути это волнообразная конструкция из дерева или пластика, у основания которой располагается специальный удерживающий фиксатор. Он помогает снизить нагрузку на стопу при тренировках, так как при использовании тренажера происходит безопасное и безболезненное растяжение мышц стопы, развиваются и укрепляются икроножные мышцы. Стопа, таким образом, подготавливается к тренировкам, а они, как известно, занимают много сил и времени. Когда стопа готова выдержать нагрузки во время тренировок — результат не заставляет себя ждать.
Как работать с тренажером для растяжки стопы: упражнения:
Чтобы занятия с тренажером были эффективнее, необходимо перед его использованием выполнить комплекс упражнений. Они помогут «разогреть» стопу и подготовить для тренажера. Тем самым стопа сможет находиться в нем намного дольше.
1. Тянем носок. Нужно вытянуть стопу вперед и удерживать ее несколько секунд, сделать несколько подходов.
2. Это упражнение поможет укрепить как стопы, так и голени с лодыжками. Необходимо подниматься на носки, возвращаясь в исходное положение. Повторить от 15 до 25 раз.
3. Напоминает предыдущее упражнение, но здесь необходимо пройтись на «цыпочках» в течение 6 минут — выполнять упражнение желательно на твердой поверхности.
4. Усиливаем кровообращение стопы. Для этого упражнения можно использовать пластиковую бутылку с водой или пустую стеклянную. Положите стопу на бутылку и начинайте катать стопу сначала вперед — назад, затем наоборот: назад — вперед. Выполните не менее пятидесяти раз.
5. Последнее упражнение тренирует не столько стопу, сколько равновесие. Разбросайте мелкие детали на полу. И стоя на одной ноге, попытайтесь пальцами другой ноги, собрать предметы в какую – нибудь емкость.
6. Когда стопа разогрелась, можно использовать ballet foot stretch. Тренажер необходимо положить на гладкую, не бугристую поверхность. Пятку стопы расположить в специальной выемке на тренажере, вытянув носок — зафиксировать его держателем (как правило, он выполняется из силиконового материала). Находиться в таком положении какое — то время.
Внимание! Стопа может через какое — то время начать болеть. Если чувствуется сильная боль, значит на первый раз упражнение нужно прекратить. Уровень нагрузки необходимо увеличивать постепенно, не превозмогая боль. Время нахождения стопы в тренажере контролируется самостоятельно.
Советы по выбору тренажера для подъема стопы.
Выбирая тренажер, необходимо учитывать размер. Выделяют три основных размера, самый маленький – до 37, и большой – до 44. Если нога больше, размер регулируется специальными резиновыми подкладками.
Тренажер изготавливают из пластика и дерева. Какой выбрать – решайте сами. Главное, чтобы к качеству материала у вас не возникало никаких вопросов. На нем не должно быть трещин, заусениц, поверхность должна быть гладкой. Дерево — прочным и покрыто лаком. (Стопа может потеть и нужно исключить воздействие влаги на дерево).
Заказать и купить тренажер для подъема стопы вы сможете в нашем интернет-магазине. Мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками, поэтому за качество, удобство использования и длительность эксплуатации ручаемся на 100%. Клиентами нашего магазина являются частные танцевальные школы Москвы и других регионов России, а также тренеры и родители, которые хотят, чтобы их ученик или ребенок достиг лучших результатов в танце или спорте. Тренажер для растяжки стопы, представленный в каталоге нашего магазина, изготовлен из натурального дерева, поэтому безопасен и не вызывает аллергических реакций. В комплект к тренажеру входят 2 пятачка под пятку, силиконовый фиксатор и резина для растяжки.Коактивация мышц во время упражнений на стабильность в художественной гимнастике: исследование на двух примерах
Упражнения на равновесие в художественной гимнастике выполняются на цыпочках, что вызывает перегрузку суставов стопы. Это исследование было направлено на оценку участия мышц, стабилизирующих голеностопный и коленный суставы, в упражнениях на баланс и определение упражнений, которые могут привести к травмам голеностопного и коленного суставов. Было высказано предположение, что длительные тренировки влияют на контроль равновесия и эффективное использование мышц в их стабилизирующей функции.Две художественные гимнастки (8 и 21 год) выполняли балансы на цыпочках (боковой шпагат с опорой руками, кольцо с опорой руками) и на плоской стопе (задний шпагат без упражнения на опору руками). Измеряли поверхностную электромиографию, опорные реакции и кинематические параметры движения. Применяемые измерительные системы были синхронизированы с системой BTS SMART. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости ограничения балансовых упражнений на цыпочках у детей, так как активность медиальной (БМ) и латеральной икроножных мышц (БЛ) значительно превышает их активность.Стабилизирующая активность мышц голеностопного сустава и голеностопного сустава у младшей гимнастки была более значимой, чем у старшей. При выполнении этого упражнения младшая гимнастка распределяла нагрузку на переднюю сторону стопы, а старшая – на заднюю. Тренерам по спортивной гимнастике следует рекомендовать исключить из тренировок юных гимнасток упражнения на кольцо с опорой руками.
1. Введение
Как художественная, так и художественная гимнастика являются видами спорта, допускающими раннюю специализацию, и девочки уже в возрасте 4 лет участвуют в регулярных тренировках.Частые травмы, наблюдаемые у детей раннего возраста, являются следствием непрекращающегося процесса остеоза, протекающего на протяжении всего детского возраста [1, 2]. Травмы часто возникают при приземлении на одну ногу в прыжках и упражнениях на равновесие на одной ноге [3]. Многие упражнения на равновесие в художественной гимнастике выполняются на цыпочках, что вызывает перегрузку суставов стопы [4]. Ежедневные повторяющиеся упражнения на цыпочках могут стать источником растяжения связок голеностопного сустава и, как следствие, привести к хроническим спортивным травмам у детей и подростков [5, 6].Травмы голеностопного сустава и стопы чаще всего регистрировались у элитных и субэлитных гимнасток [7, 8]. И наоборот, исследователи указывают на положительное влияние упражнений на равновесие на двигательную систему гимнасток и способность контролировать положение тела [9]. Gruodyte-Raciene et al. [10] сообщили, что раннее (с 4 лет) участие в гимнастике на низком уровне дает преимущества, связанные с геометрическими свойствами и свойствами костной архитектуры в детстве, и может улучшить здоровье костей в подростковом и взрослом возрасте.Айдин и др. [11] предположили, что гимнастическая тренировка оказывает положительное влияние на чувство положения голеностопного сустава и на баланс, помимо повышения мышечного тонуса.
Практически все мышцы, стабилизирующие суставы двигательной системы, активизируются при поддержании равновесия с опорой на одну ногу на цыпочках [12]. Анатомия показывает, что мышцы, окружающие суставы, как агонисты, так и антагонисты по отношению друг к другу. В литературе они описаны на основе анализа косокращения и коактивации мышц [13].Косокращение мышц — это одновременное сокращение пар мышц-антагонистов, а коактивация мышц — это одновременная активность мышц, окружающих суставы. Косокращения часто используются для оценки участия мышц в динамической деятельности [14, 15], в то время как коактивация мышц в статической деятельности доказывает свою роль в поддержании стабильности сустава [16-18].
Сохранение равновесия на ограниченной опорной поверхности в таких упражнениях, как равновесие на цыпочках в художественной гимнастике, требует правильной стабилизации коленного и голеностопного суставов.Более того, стабилизация мышц предотвращает травмы этих мышц [19]. Это и понятно, учитывая, что наибольшим нагрузкам в двигательной системе человека подвергаются голеностопные и коленные суставы [20, 21]. Четырехглавая мышца бедра (QF) и двуглавая мышца бедра (BF) играют ключевую роль в процессе стабилизации коленного сустава. BF играет важную роль в сдерживании переднего тибиофеморального смещения и латеральной ротации бедренной кости относительно голени, поскольку оба процесса вовлечены в повреждение передней крестообразной связки [22].Разнообразная структура QF может указывать на разнообразную стратегию активации двигательных единиц в рамках ее действия [23]. Передняя большеберцовая мышца (TA) и икроножная (GAS) являются ключевыми мышцами в процессе стабилизации голеностопного сустава [24]. TA отвечает за тыльное сгибание, в то время как GAS является самым сильным мышечным подошвенным сгибанием. ГАС участвует в прижатии стопы к земле, позволяет поднимать тело на цыпочки и отрывать пятку от земли, например, при ходьбе, беге или прыжках [25].Голеностопный сустав состоит из комбинации костей, сегменты которых создают костный рычаг, используемый для поддержания равновесия. Одна сила, приложенная к голеностопному суставу, создает мышечный крутящий момент, а другая — момент силы тяжести. При ходьбе на цыпочках расстояние между осями вращения голеностопного сустава до большого пальца стопы как минимум в пять раз больше, чем расстояние до пятки [26]. Это означает, что мышечный крутящий момент, создаваемый ГАЗ, воздействует на рычаг в наименее благоприятном положении в соотношении 5 : 1.Таким образом, если гимнастка весом 25 кг выполняет приседание на одной ноге на цыпочках, ГПК и камбаловидная мышца генерируют балансировочную силу приблизительно 1200 Н. Для минимизации движений в голеностопном суставе при выполнении упражнения на цыпочках на одной ноге необходима коактивация икроножных мышц и подошвенных сгибателей стопы. . Рассел и др. [19] считают голеностопный сустав наиболее важным в балансовых упражнениях, выполняемых на пальцах ног, благодаря его стабилизации нижней конечности. Повреждения ГАС затрудняют ходьбу, так как силы оставшихся сгибателей недостаточно для подъема туловища на пальцы ног [27].Повреждение этой мышцы особенно неприятно для гимнастов и артистов балета [28].
Элементы техники художественной гимнастики, включая упражнения на равновесие, состоят из очков и техники, описанных в Техническом регламенте FIG (Международная федерация гимнастики) [29]. Гимнастки всех возрастных групп выполняют одни и те же элементы техники. Многие элементы выполняются на плоской ступне, а другие на цыпочках. Кроме того, это вид спорта, в котором гимнастки манипулируют различными предметами (мяч, скакалка, булавы, обруч и лента), что дополнительно затрудняет равновесие.Это указывает на то, что гимнаст может выполнять упражнение с предметом только тогда, когда, по мнению тренера, его техника правильная. Несмотря на положительную оценку тренера, применение точных инструментов оценки может выявить ошибки, приводящие к перегрузке стопы. Целью данного исследования было оценить вовлечение мышц в стабилизирующую функцию голеностопных и коленных суставов в балансовых упражнениях в художественной гимнастике. Анализ коактивации мышц при стабилизирующей функции поможет определить упражнения, которые могут привести к травмам голеностопного и коленного суставов.
Было высказано предположение, что длительные тренировки влияют на контроль равновесия и эффективное использование мышц в их стабилизирующей функции.
2. Материалы и методы
В исследовании приняли участие две гимнастки: младшая (8 лет, рост = 1,35 м, масса тела = 29 кг, индекс массы тела (ИМТ) = 16 кг/м 2 ) со стажем 4 года (участник А) третьего и старшего разряда (21 год, рост = 1,67 м, масса тела = 61.5 кг, ИМТ = 22 кг/м 2 ) с 14-летним опытом (участник B) на уровне национального мастер-класса. Спортсмены выполнили на предпочтительной ноге в том же порядке по три повторения балансов на цыпочках (боковой шпагат с опорой на руки — ССпС, кольцо с опорой на руки — РС) и на плоской ступне (задний шпагат без опоры на руки — БСп) ( Фигура 1).
Участники были проинформированы о целях и методологии, использованной в эксперименте. Эксперимент был одобрен местным комитетом по этике и проведен в соответствии с Хельсинкской декларацией.
2.1. Процедура измерения
Измерялись поверхностная электромиография (ЭМГ), опорные силы реакции (GRF) и кинематические параметры движения. Применяемые измерительные системы были синхронизированы с системой BTS SMART. Примеры синхронизированных сигналов для анализируемой фазы упражнений представлены на рисунке 2. Исследование проводилось в лаборатории биомеханического анализа, которая сертифицирована сертификатом качества ISO № 1374-b/3/2009, PNEN ISO9001:2009.
2.1.1. ЭМГ
Сигнал ЭМГ регистрировали для 14 сгибателей и разгибателей коленного и голеностопного суставов нижней конечности, выполняющих балансировку. Регистрировались мышцы-разгибатели колена (прямая мышца бедра — RF, латеральная широкая мышца — VL и медиальная широкая мышца — VM), сгибатели колена (BF), разгибатели голеностопного сустава (TA) и сгибатели голеностопного сустава (латеральная икроножная мышца — GL, медиальная икроножная мышца — ГМ).
Одноразовые поверхностные электроды фиксировали к коже в биполярной конфигурации над мышечным брюшком, вдоль мышечных волокон.Двадцать восемь активных электродов (46 × 22,5 мм) с твердым гелем (Ag-AgCl, № R–LFR-310, Bio-Lead-Lok, Польша) прикрепляли к мышцам и 1 референтный электрод к головке малоберцовой кости. правая нижняя конечность. Электроды располагались с интервалом 20 мм.
Измерение проводилось в соответствии с рекомендациями проекта SENIAM (поверхностная электромиография для неинвазивной оценки мышц) [30]. Место контакта электрода с кожей очищали и обезжиривали. Электроды фиксировали относительно индивидуального хода мышечных волокон.
Измерения мышечной активности при максимальных произвольных сокращениях использовались для нормализации сигналов ЭМГ. По сигналу испытуемый выполнял максимальное произвольное изометрическое сокращение (МВИК), используемое в качестве точки отсчета в динамическом анализе [31].
Измерения MVIC для 12 мышц проводились в положении сидя в многофункциональном кресле (UPR — 01 A/S, SUMER, Ополе, Польша). Угол в тазобедренном и коленном суставах составлял 90°, а в коленном суставе 75° (для измерения MVIC разгибателей колена) и 30° (для измерения MVIC сгибателей колена).Полное разгибание колена было 0 градусов [32].
При измерении MVIC сгибателей и разгибателей колена резистивная часть измерительного стенда помещалась в голеностопный сустав спереди и сзади голени. Измерения MVIC для сгибателей голеностопного сустава (GL и GM) проводились при расположении силовой части стойки в области плюснефаланговых суставов, на подошвенной поверхности стопы. Измерения MVIC для ТА мышц (правой и левой) проводились в положении стоя. Во время выполнения MVIC испытуемый сопротивлялся руке ассистента, расположенной на тыльной поверхности стопы.
Измерения проводились с помощью передатчика TeleMyo 2400T G2 (Noraxon Inc., США) с частотой от 10 Гц до 1500 Гц.
Для анализа сигнала ЭМГ использовался ПК с системой BTS SMART с частотой дискретизации 1 кГц. Необработанный сигнал ЭМГ обрабатывали фильтром Баттерворта с частотой нижних и верхних частот 300 Гц и 10 Гц соответственно. Затем был рассчитан модуль сигнала ЭМГ для оценки среднеквадратичной (RMS) амплитуды с использованием окна 0,1 с. Максимальная амплитуда использовалась в качестве точки отсчета (100%) для мышечной активности, зарегистрированной в статических пробах.
2.1.2. GRF
Гимнастка вставала на пластину Kistler 9286AA-A (частота 1 кГц и размер 600 × 400 мм) и выполняла упражнения на равновесие. Регистрировали передне-задний (a–p GRF) и медиально-латеральный (m–l GRF) компоненты GRF. Фактические данные нормированы на массу тела гимнасток (МТ) и выражены в относительных величинах. Значения, рассчитанные для горизонтальной GRF, следующие: передняя GRF (aF), задняя GRF (pF), медиальная GRF (mF) и латеральная GRF (lF).
Баланс тела испытуемых также исследовали с помощью пластины Кистлера.Расчеты основывались на записи отсечки хода центра давления (ЦД) во времени. Ход КС (временной ряд КС) использовали для расчета индексов раскачивания тела: (i) Амплитуда ЦОД в медиально-латеральном (COPX) и передне-заднем направлении (COPY) (ii) Амплитуда COP в передне-заднем направлении (COPY)
Амплитуда COP означает расстояние между двумя крайними смещениями COP на поверхности опора для стопы в обоих медиально-латеральных и передне-задних направлениях. Амплитуда КД отражает колебания тела во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
Значения амплитуды КД обеих гимнасток, характеризующиеся разными размерами тела, были нормализованы для возможности сравнения полученных результатов. Нормализация проводилась в медиально-латеральном направлении и поперечных измерениях стопы, а также в передне-заднем направлении и продольных измерениях стопы, взятых по отпечатку стопы опорной конечности. Продольный размер стопы — это расстояние между пяткой и большим пальцем стопы, а поперечный размер стопы — это расстояние между контурами головок первой и пятой плюсневых костей.Точность измерений составляла 1 мм.
2.1.3. Анализ движения
Движения тела гимнасток были проанализированы с помощью трехмерной системы BTS SMART. Система BTS SMART состояла из 6 калиброванных инфракрасных видеокамер с частотой 120 Гц и разрешением 640 × 480 px.
Гимнасткам прикрепляли к коже набор светоотражающих маркеров в следующих анатомических точках: остистых отростках седьмого шейного позвонка, левом и правом акромионах, передней верхней подвздошной ости (слева и справа), центре крестца на высоте передней верхней подвздошной ости, большого вертела бедренной кости (правого и левого), латерального надмыщелка бедренной кости (правого и левого), головки малоберцовой кости (головка малоберцовой кости, правая и левая), латеральной лодыжки (латеральная лодыжка, правая и левая). слева), головка пятой наружной плюсневой кости (справа и слева) и бугор пяточной кости правой и левой конечности и маркеры на стержнях: на бедре копланарно с латеральным надмыщелком бедренной кости и большим вертелом (справа и слева) и на голени в одной плоскости с головкой малоберцовой кости и латеральной лодыжкой (справа и слева).Фаза правильно выполненного упражнения для выбранных статических действий проверялась палочной диаграммой.
2.2. Статистический анализ
Статистический анализ был проведен на основе данных системы BTS. Продолжительность анализируемых фрагментов сигналов ЭМГ и ГРФ составляла 3 с. При этом гимнастка выполнила задание с соблюдением судейских требований.
Для организации данных использовалась электронная таблица Excel. Статистический анализ проводили с помощью пакета программ Statistica 12.0 (StatSoft Inc., Талса, Оклахома, США). Достоверность различий средних значений, полученных младшей (А) и старшей (Б) гимнасткой, исследовали с помощью t -критерия Стьюдента для независимых переменных. Различия в мышечной активности в каждом упражнении и между упражнениями для каждой гимнастки были проверены с помощью дисперсионного анализа повторных измерений (ANOVA), а апостериорный анализ был выполнен с помощью теста LSD (критерий наименьшей значимости).
Результаты статистического анализа включают — значение t -теста, — значение F теста, p — уровень вероятности для тестов и df — число степеней свободы.Уровень значимости был установлен на уровне .
3. Результаты
3.1. Активность агонистов-антагонистов при стабилизации голеностопного и коленного суставов
Коактивность мышц-агонистов и мышц-антагонистов при стабилизации суставов сравнивали (i) в упражнениях на равновесие, (ii) между активностью мышц голеностопного и коленного суставов и (iii) между субъектов (табл. 1). Относительные значения были проанализированы и представлены в процентах.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
a Статистически значимое отличие по сравнению с ТА. b Статистически значимое отличие по сравнению с БФ. c Статистически значимо между гимнастками A и B. d Статистически значимо между GM и GL. e Статистически значимый между VM и RF. f Статистически значимо между VM и VL. г Статистически значимый между BSp и SSpS. h Статистически значимо между BSp и RS. i Статистически значимо между РС и ССпС. |
3.1.1. Совместная активность мышц в упражнениях на равновесие
Статистический анализ (ANOVA) выявил только для одной мышцы — BF достоверные различия (, , и ) в активности между упражнениями на равновесие у обоих испытуемых.Апостериорный анализ показал значимость различий у младших гимнасток между упражнениями SSpS и BSp и между RS и BSp, а у более старших гимнасток между упражнениями RS и BSp и RS и SSpS.
3.1.2. Коактивность мышц при стабилизации сустава
Статистический анализ в процессе стабилизации голеностопного сустава выявил достоверные различия между мышечной активностью (ТА, ГЛ и ГМ) обеих гимнасток в упражнении ССпС (, , и ) и РС (, , а также ).Не было никаких существенных различий для упражнения BSp (, и). Интересно, что ГН и ГМ мышцы показали достоверно более высокую активность по отношению к ТА в упражнении ССпС и РС у младшей гимнастки, а у старшей только в упражнении РС. Важное различие между ОГ и ОМ было продемонстрировано в ССпС и РС только у младшей гимнастки.
В процессе стабилизации коленного сустава были обнаружены достоверные различия в мышечной активности (BF, FR, VM и VL) в упражнении SSpS (, , и ) и RS (, , и ) у обоих спортсменов.Не было существенной разницы в мышечной активности для упражнения BSp (, и). Мышца BF показала достоверно более высокую активность по отношению к разгибателям коленного сустава у младшей гимнастки в упражнениях SSpS и RS. С другой стороны, у более старшей гимнастки активность БФ была значительно ниже в упражнении ССпС и значительно выше в РС по сравнению с разгибателями колена.
3.1.3. Совместная активность мышц между субъектами
Сравнение различий в активности мышц на основе статистического анализа выявило следующие результаты: (i)SSpS – статистически значимо более высокая ЭМГ-активность GM (; ) и BF (; ) у младшей гимнастки и VM (; ) у старшей (ii)RS – статистически значимо более высокая EMG-активность GM (; ), GL (; ) и ТА (; ) у младшей гимнастки и ВМ (; ) и ВЛ (; ) у старшей (iii) БСп – статистически значимо более высокая ЭМГ-активность ТА (; ) и ГМ (; ) у младшей гимнастка (таблица 1)
3.2. Оценка нагрузки на стопу
Значения горизонтальной GRF показывают нагрузку на стопу при ССпС и РС, выполняемых на цыпочках.
Младшая гимнастка нагружала медиальную стопу в БСп, а старшая (Б) – в РС. БСп выполняли на плоской стопе. При выполнении этого упражнения младшая гимнастка (А) распределяла нагрузку на переднюю сторону стопы, а старшая (Б) – на заднюю. Статистический анализ этого упражнения показал значительные различия между двумя гимнастками в передней GRF (aF) (; ) и задней GRF (pF) (; ).
Статистически значимые различия значений силы pF наблюдались только у гимнастки старшего возраста между ССпС и РС (; ) и между ССпС и БСп (; ). Единичная достоверная разница в mF была обнаружена между RS и BSp (; ) (табл. 2).