Яма йога: Восемь частей йоги. Яма и Нияма. Пять принципов Ямы

Содержание

Восемь частей йоги. Яма и Нияма. Пять принципов Ямы

 Анатолий Зенченко


You  can read this text in English
Многие, начиная практиковать йогу, замечали, что в их жизни происходят изменения. Каждый индивидуальный опыт уникален, но, так или иначе, меняется все: круг общения, взаимоотношения с близкими людьми, место работы, страна проживания, любимые блюда и даже отношение к отдавленной в общественном транспорте ноге. И в какой-то момент эти изменения начинают нас пугать, мы не принимаем то, что уже начало происходить в окружающей нас реальности и во внутреннем мире. Поведенческие модели и мотивации претерпевают колоссальные изменения в очень короткий промежуток времени, а мы понимать или принимать их пока не готовы. Объясняется это тем, что мы пока не осознаем законов и механизмов, по которым все происходит. Нам нужна некая система координат, привязавшись к которой, можно будет лучше понять себя, Мир и принципы нашего взаимодействия с Миром.

То, о чем пойдет речь ниже, не голая теория в йоге, которую, как считают некоторые, «знать может и не обязательно», это жизненно необходимая информация, позволяющая оптимизировать процесс нашей жизни и процесс внутреннего самопознания и развития. 

Очень важно понять, что эти принципы не ограничивают нашу свободу, а показывают правильное отношение, позволяющее максимально эффективно развиваться, заложив правильные намерения, расставив приоритеты должным образом и не упустив из виду важных деталей и аспектов. 

Безумно важно осознать, что все эти принципы в первую очередь направлены на приобретение правильного отношения к себе самому, на развитие внутренней самодисциплины, внутренней гармонии, равновесия, чистоты, спокойствия и уверенности. 

«Йога сутра» Патанжали описывает йогу, состоящую из восьми частей «Аштанга Йога». Не ступеней, не уровней, не курсов, а частей! Восемь частей, равноценных по смыслу и значению, дополняющих друг друга. Это восемь частей одного целостного метода, способа, алгоритма, восемь лепестков цветка под названием Йога.

Абсолютно некорректно рассматривать отдельные части в отрыве одна от другой. Человеку для полноценной жизни необходимы и голова и легкие и сердце, и только когда все органы и системы функционируют слаженно, мы можем говорить о здоровье и гармонии тела и духа, который в этом теле воплощен. 

Точно так же Йога будет целостной и эффективной, если мы будем понимать каждый из восьми аспектов, осознавать их глубокую взаимосвязь и реализовывать в ежедневной практике и в жизни это понимание и осознание. 

Нас постоянно учили раскладывать целое на части, чтобы понять устройство и принцип его работы. Теперь пришло время изменить восприятие: применять на практике холистический принцип, по которому все в этом мире взаимосвязано, и, поняв, как совершенно разные части одного целого взаимодействуют, мы придем к пониманию сути вещей и процессов гораздо более глубоких, нежели то понимание, которое у нас было при отдельном рассмотрении частей. 

Восемь частей, из которых состоит Йога по определению Патанжали: 

Яма – пять внешних принципов взаимодействия с собой и с Миром.  

Нияма – пять внутренних принципов взаимодействия с собой и Миром. 

Асана – форма, практика упражнений и положений, позволяющая научиться осознавать себя и свои проявления на уровне тела, приобрести полный контроль над телом и остановить себя на уровне тела. 

Пранаяма – контроль над энергией и эмоциями через контроль над дыханием. Часть Йоги, направленная на гармонизацию работы каналов тонкого тела, очищение, накопление энергии, позволяющая прекратить флуктуации энергии и направить ее в центральный канал «сушумна». Остановка на уровне дыхания и движения энергии. 

Пратьяхара – отвлеченность чувств от внешних объектов. Состояние, в котором информация, получаемая нашими органами чувств, не отвлекает наш ум от заданного направления внимания. 

Дхарана – состояние, при котором наш ум способен удерживать направленность потока внимания в заданном направлении. 

Дхьяна – состояние созерцания или медитации. Состояние сознания, в котором происходит максимальное взаимодействие субъекта с объектом внимания. Состояние, в котором происходит максимальный энергоинформационный обмен между субъектом и объектом внимания. 

Самадхи — состояние просветления. Состояние тотального присутствия и прямого познания. Это состояние определятся как полное слияние субъекта с объектом. 

Пять принципов ямы: 

АХИМСА — ненасилие, отсутствие жестокости и несправедливости. Обычно это переводят, как «давайте не будем причинять никому вреда и насилия, давайте будем добрыми». 

Правило становится правилом, если его применяют к самому себе, поэтому с себя и начнем. Попытайтесь быть внимательными и осознанными, почувствуйте, как много насилия по отношению к себе самим вы допускаете, как часто вы обижаете себя, как часто вы принуждаете себя к чему-либо? Мы способны относиться к другим или к Миру только так, как мы относимся к себе, по-другому мы просто не умеем.

И, если мы хотим найти гармонию в отношениях с Миром, который нас окружает, мы должны прийти к гармонии внутренней, убрать насилие внутри нас самих. Это не значит, что нужно делать только то, что хочется – нет — нужно просто четко понять, чего же мы хотим в жизни, чего мы хотим в данный конкретный момент. Но это должно быть намерение, сформулированное с учетом интересов всех частей вашего сознания, вашего тела, души и духа. Когда они приходят к согласию, у вас нет сомнений в правильности принятого решения и выбранного пути. Но очень важно не обмануть себя, безумно важно суметь быть честным перед самим собой. Здесь и появляется следующий принцип Ямы — САТЬЯ. 

В практике принцип АХИМСЫ проявляется в понимании того, что Асана или любая другая техника Йоги, является только средством, а не целью. Асана является естественным положением тела в пространстве. А значит насилию, в любой его форме, здесь места нет. Ученик не должен проявлять насилие по отношению к себе во время тренировки, как это часто бывает, пытаясь достичь неверной цели — принять форму- любой ценой в кратчайшие сроки.

Это приводит к травмам, последствия которых приходится устранять довольно долго, а иногда такие травмы становятся нашим постоянным напоминанием о совершенных ошибках. 

Насилие бывает не только прямое физическое, есть насилие тонкое и даже на первый взгляд не заметное. На первых этапах практики мы получаем громадное количество энергии, но не умеем правильно ее использовать. Один из примеров тонкого насилия и не корректного использования накопленной в практике энергии — любые попытки манипуляции людьми, ситуациями, событиями. 

В жизни принцип Ахимсы реализуется в понимании того, что любые силовые методы воздействия на ситуацию, любые попытки манипуляции Миром имеют в основе неосознанное проявление нашего эго. Если мы идем к цели напролом, значит, реальность не готова дать нам «зеленый свет», а значит, мы внутри не готовы к достижению этой цели. И вместо того, чтобы использовать полученную в ходе практики энергию на грубые манипуляции пространством, нам нужно направить ее на гармонизацию пространства внутреннего.

Если мы пытаемся манипулировать людьми и ситуациями в целях реализации амбиций, значит, в место движения к свободе мы сами укрепляем стены своей тюрьмы изнутри. 

Это не означает, что совсем не нужно заниматься реализацией социальных программ. Мы можем быть очень успешны в жизни и в бизнесе, просто любые попытки применения насилия и манипулирования только усиливают наше эго и еще больше фиксируют наш образ себя и ограничивают внутреннюю свободу. Да и Мир не любит, когда мы грубо вмешиваемся в его гармонию и всегда находит способ восстановить баланс и справедливость, а нам еще раз объяснить, что насилие, проявленное нами порождает насилие, проявленное по отношению к нам. 

САТЬЯ – правдивость. Банальный перевод (давайте говорить правду – давайте). 

Но попробуйте быть честными сами с собой каждую секунду, пытаясь понять самого себя, пытаясь не забыть и не забить на потаенные порывы вашей души, пытаясь признавать потребности вашего тела и ума. Соединяя в одно целую дюжину субличностей, которые постоянно воюют за право доминировать в вашем сознании. Воюют не на жизнь, а на смерть, вы еще помните про АХИМСУ? 

Так вот, для меня САТЬЯ — это постоянная внутренняя работа, направленная на то, чтобы быть честным перед самим собой, постоянно видеть себя таким, какой я есть, а не таким, каким я хочу казаться себе или людям, которые меня окружают. Когда человек шаг за шагом учится внутренней искренности, Мир начинает понимать человека и дает ему то, что ему действительно нужно для шага вперед в своем развитии. 

В практике принцип САТЬИ проявляется в умении почувствовать состояние, в котором мы находимся прямо сейчас, в умении принять себя такими, какие мы есть. Тогда мы сможем сделать шаг вперед в своем развитии и в своей практике, с того места, где мы находимся в данный момент. Очень важно правильно оценивать свои силы и возможности. Если вы себя недооцениваете – вы заведомо позволяете себе быть слабым и инертным, развитие в данном случае происходит медленнее, чем хотелось бы – если вообще происходит. При переоценке своих сил и возможностей у вас появляется вероятность травм и срывов в практике.

Если вы начинаете практиковать техники, к которым не готовы, у вас либо начинает сдавать тело, либо исчезает мотивация, а может ее и не было вовсе, или была, но не настоящая, не правдивая, придуманная – без САТЬИ. 

Если принцип САТЬИ реализован верно, вы всегда четко ощущаете какие именно техники и в каком количестве вам нужно практиковать, ощущаете эффект, который они на вас оказывают и это понимание (видение ситуации) дает вам новый толчок к дальнейшему развитию. 

АСТЕЯ — «стея» означает воровство. «А» в начале слова несет в себе противоположное значение. Обычный перевод – «не кради». 

Можно перевести этот принцип как честность, справедливость. Давайте попробуем подойти к принципу АСТЕЯ чуть глубже, чем понимание на уровне — брать чужое не хорошо. 

Идея состоит в том, чтобы быть честными и справедливыми, а для этого нужно видеть ситуацию не только под выгодным нам углом зрения, а отрешенно и непредвзято уметь оценивать ее с точки зрения гармонии и учетов интересов каждого. Понимать себя, а понимая себя, мы начинаем понимать других, их чувства, интересы, их состояние и можем гармонично общаться с людьми, которые нас окружают. 

Воровство ведь бывает не только внешнее и проявленное, ведь красть можно энергию, время, внимание, идеи и т. д., и все это можно красть у самого себя. 

Как часто мы себя обкрадываем, когда тратим время не такой уж и долгой жизни на всякую ерунду. Как много времени уже потеряно, а сколько энергии потрачено не эффективно? Можете считать, что все это вы украли сами у себя, того и не заметив, ведь для того что бы все это видеть нужна внутренняя САТЬЯ. 

АСТЕЯ проявляется в соблюдении идеального баланса энергообмена при взаимодействии с Миром, в общении с людьми. Любое общение — это энергоинформационный обмен, при котором рождается новое видение и понимание реальности. Если общение происходит правильно, каждый из участников чувствует, что энергии у него стало больше. Если нет понимания АСТЕИ то человек настроен только брать, не чувствуя внутри готовности делиться и отдавать, а когда мы только берем – внимание, энергию, заботу, и энергия течет только в одном направлении, будьте готовы к тому, что она скоро совсем перестанет течь.  

Когда мы поймем, что суть не в получении, а во взаимообмене и будем наращивать плотность взаимообмена, соблюдая баланс в энергии отданной и полученной, тогда мы почувствуем реализацию принципа САТЬИ. 

БРАХМАЧАРЬЯ обычно переводится как целибат – сексуальное воздержание. 

БРАХМА – означает Бытие или Истина, одно из имен Бога. 

ЧАР – можно перевести как «движение». 

АЧАРЬЯ – «живущий». 

Человек, соблюдающий БРАХМАЧАРЬЮ – человек, движение которого направлено к Истине, чья жизнь направлена на постижение бытия, на постижение Бога. Много высокопарных слов, но без них, похоже, не обойтись. Здесь, на мой взгляд, очень важной является позиция наблюдателя, по отношению к своим действиям, мыслям, желаниям. Умение беспристрастно смотреть на себя и на Мир в моменты огромного горя и великого счастья. Умение за ворохом мелких желаний и суеты мыслей не забывать о важном — сущностной части нашего существа, которой весь этот бал-маскарад жизни погоды не делает. Не предавать своей духовности в угоду выгоды момента, пытаться увидеть суть внутри себя самого, суть происходящего в нашей жизни, отслеживать, на достижение каких целей направлены наши силы. Не забывать, кто мы и куда мы идем. Звучит так легко и банально, но так сложно сделать это частью своего внутреннего мира, частью нашей жизни. Но кто-то это уже осознал и принял и, соответственно, шкала их ценностей начала меняться. Что происходит не само по себе. Это результат практики. Даже простые техники, практикуемые изо дня в день, кардинально меняют нас, наши приоритеты в жизни, меняют саму нашу жизнь. 

В обычной, повседневной практике БРАХМАЧАРЬЯ реализуется как постоянное, непрерывное внутреннее наблюдение, попытка почувствовать, уловить суть, постичь Истину. 

Если рассматривать БРАХМАЧАРЬЮ в контексте сексуального воздержания, то самым важным здесь является момент контроля над семенем. Если адепт способен контролировать семяизвержение (контролировать, то есть оставлять семя внутри во время полового акта), значит, он способен соблюдать БРАХМАЧАРЬЮ. Мы очень мало осознаем себя в момент оргазма, и если достигнут полный контроль над движением семени и энергии во время оргазма, это один из признаков того, что адепт не теряет контроль и не забывает о том, на что направлены его движения и его жизнь. Более глубокое рассмотрение данной темы будет предметом одного из следующих очерков. 

АПАРИГРАХА — обычный перевод – «непринятие даров». 

ПАРИГРАХА имеет значение — брать, хватать. 

«А» в начале слова придает противоположное значение слову брать, хватать. 

Для меня АПАРИГРАХА имеет несколько аспектов: не стяжательство во всех его формах, умение иметь необходимое, при отсутствии кучи ненужного хлама. Непривязанность к результату своих действий, но действие ради самого действия, ради проявления себя, полной осознанности, то есть ради творчества в его чистом виде. Отсутствие чувства собственничества и желания обладать. 

Апариграха в жизни – это отсутствие привязанностей по отношению к чему бы то ни было. Отсутствие привязанности к вещам, к месту жительства, месту работы, к людям, которые нас окружают, к погоде, эмоциям, фиксированным способам мышления и реагирования, и, наконец — отсутствие привязанности к самим себе, точнее к образу себя для других и к образу себя для себя. Состояние без привязаностей – это Свобода, ведь не имея желаний, мы ни к чему не идем, и ни от чего не бежим… 

АПАРИГРАХА в практике – состояние, в котором практика становится не целью, но средством для достижения результата, результатом является специфическое состояние, — состояние йоги — ЧИТТА ВРИТИ НИРОДХАХ… 

Если мы способны практиковать, не привязываясь к тому, что мы знаем и умеем больше других, если это не стоит целью – все нормально. 

Иногда, в погоне за накоплением личной силы, ученики забывают зачем начинали ее накапливать, и уже не направляют её на собственное развитие и осознанность во всех своих проявлениях, а просто носятся с идеей о том, как много у них энергии, не помня, что энергия — это поток, и если перекрыть кран на выходе, — скоро энергия перестанет поступать.  

Аспект собственничества проявляется в неосознанной ассоциации себя с вещами, которыми мы обладаем, это порождает внутренние фиксации и страх потерять себя с потерей вещей. 

Желание обладать проявляется в отношении к людям, которых мы любим. Не осознавая, мы начинаем посягать на их свободу, и относимся как к части самих себя, или как к тому, чем мы обладаем, а это иллюзия! Это отсутствие свободы, это попытка фиксации Мира, энергии, Жизни – это СМЕРТЬ. 

Внутренний аспект АПАРИГРАХИ — это отсутствие привязанности к образу самого себя, готовность видеть новые грани своей личности, готовность замечать и признавать внутренние изменения, происходящие в процессе жизни и практики. Когда теряешь привязанность к образу себя, уже не нужно тратить энергию на поддержание образа, и постепенно уходит страх, ведь уходит то, что мы так боялись потерять и так старательно поддерживали. 

Это далеко не полное описание всех аспектов ЯМЫ, но я надеюсь, что это в некоторой степени изменит ваше отношение к ЯМЕ и НИЯМЕ, как к непонятным правилам и устаревшей морали, невесть откуда появившимся в Йоге.  

Понимание глубинного смысла данных принципов позволит нам изменить себя и свое отношение к Миру, понять те изменения, которые происходят внутри каждого, кто начинает заниматься Йогой, пытается развиваться и быть более осознанным. И не забывайте делать качественные снимки своего отношения к ЯМЕ и НИЯМЕ. 

«YОГА. ЖурналЪ славянского дZENа»

Яма

Яма

यम (yama)

Этимологически связано с корнем यम् (yam) – сдерживать, обуздывать, поддерживать порядок. Также, यम (-आ или -ई) – близнец, один из пары.

1. Яма — правила поведения; самоконтроль и следование моральным принципам. Первая часть Аштанга-йоги.

Йогин должен их придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может принести проблемы. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношения к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру об упадешах, связанных с ними. Так можно утвердиться в этих принципах и обрести сиддхи, которые упоминаются в Йога-сутрах.

Яма рассматриваются как пути врат (ахимса-врата, сатья-врата, астея-врата и т.д.). Каждая может рассматриваться на разном уровне, например, ахимса – на уровне тела, на уровне речи (вачака-ахимса), на уровне ума (манасика-ахимса). Ахимса считается важнейшей из Ям. Манасика-ахимса означает, что для человека нет такого мышления, которое влияет деструктивно на него самого и окружающий мир. По сути, манасика-ахимса – это не просто моральные правила, а определенное восприятие и состояние сознания. То есть это способность жить в гармонии с миром, в резонансе с ним. Жить в гармонии с миром означает быть пустым, ничего на него не проецировать от своего эго, всегда быть готовым воспринимать все в этом мире таким, какое оно есть, а не так, как хочется нашему кармическому эго. Человек также может иметь о себе наносные представления и нарушать ахимсу в отношении самого себя. Не причинять вред себе и другим может только существо с очень чистым сознанием и гибким мировоззрением. Это мировоззрение не есть просто социальная мораль, как раз именно мораль может быть далека от ахимсы. Получается, что полную ахимсу человек способен реализовать в состоянии полного настоящего отречения от всех ограничений в самадхи.

Принципы-яма (нравственные правила)

  • Ахимса – ненасилие
  • Сатья – истина
  • Астея – неворовство
  • Брахмачарья – следование Богу
  • Кшама – прощение недостатков и вины других
  • Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах
  • Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде
  • Арджава – честность или прямодушие
  • Митахара – умеренность в питании
  • Шауча – очищение тела и ума

Помимо общих правил Ямы и Ниямы, Гуру может назначить ученику особые враты.

«Йога-сутры» Патанджали
II. 30 Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).
II.31 Эти пять обетов, не ограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).
II.35 Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
II.36 Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
II.37 Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.
II.38 К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
II.39 Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.

Перевод с санскрита К. Свенссон

«Хатха-йога-прадипика»
I.16(б) Не совершать насилия, быть искренним и честным, не воровать, придерживаться воздержания в сексе (будучи погруженным в чистые состояния сознания), уметь прощать, уметь терпеть, уметь сострадать, быть смиренным, придерживаться умеренной диеты и соблюдать чистоту – вот десять правил поведения, выполнение которых способствует яме.

«Хатха Йога Прадипика» с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

«Горакша-вачана-санграха»
78. Ненасилие, истинность, неприсвоение, следование к Богу, милосердие, честность, прощение, терпение, умеренность в пище, чистота – таковы десять принципов ямы.

«Сиддха-сиддханта-паддхати»
32. Восемь частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Яма – это спокойствие, контроль всех индрий, независимость от пищи, сна, холода, ветра и жары. Её следует практиковать постепенно.

По материалам:

2. Яма, Ямарадж — Бог справедливости и смерти, властитель предков

Вероятно, в Ригведе изначально Яма представлял собой одну из форм Солнца, его имя, как обращение к Солнцу, встречается даже в довольно поздней Иша Упанишаде. Но более всего он известен как сын Сурьи, лучезарного Владыки Вивасвата; Яма и его сестра Ями являются близнецами, что отражено в их именах. 

Яма выступает также хранителем Дхармы, закона Истины, являющегося условием бессмертия, тем самым он – хранитель бессмертия; позже, в послеведический период, – Бог смерти; почитается как одно из божеств-хранителей мира. Считается хранителем южной стороны.

Подробнее о Ямарадже читайте в нашей статье.


Яма Первая ступень классической йоги

В Аштанга-Йоге (она же «Восьмиступенчатый путь») «Ямой» называют самую первую ступень, через которую прокладывается дорога к просветлению. Она, в свою очередь, состоит из пяти принципов, о каждом из которых будет рассказано ниже.

Ахимса

Самый главный ее принцип — это Ахимса. Он является основой практики духа, а посему ее соблюдение не должно ограничиваться только одними мыслями. Человеку также нужно внимательно следить за тем что он говорит и делает.

Этот принцип подразумевает ненасилие. Сердце по своей природе является благожелательным, вернуться к такому природному состоянию можно только после того, как человек выгонит из своей души желание притеснения других живых существ и перестанет использовать их в корыстных целях.

Ахимса предполагает соблюдение принципа безвредности не только по отношению к живым существам, но и к окружающему миру. Все, что находится вокруг нас пронизано божественной энергией, что делает, даже казалось бы неодушевленные предметы, тоже в некотором смысле живыми.

Однако, при определенных ситуациях, например, в период войны, Ахимса разрешает насильственные действия. Но человек должен полностью отдавать себе отчет в том, что он делает и нарушать предписанные Ахимсой законы только в целях предотвращения большего зла.

После того, как ученик познает первый принцип, он сможет снять внутреннее напряжение, и как следствие этого обретет гармонию, которую хочет найти в духовной практике.

Сатья

Второй принцип Ямы — это Сатья. Он наставляет практикующего воспринимать себя самого и все, что окружает таким каким оно есть. Также, Сатья подразумевает отказ от лжи. Благодаря тому, что человек перестанет лгать самому себе и окружающим, он сможет развить свои ментальные силы в такой степени, что произнесенное им сможет без труда воплотиться в реальность.

Истина — это высшая степень благодетельности. Человек, желающий достичь покоя в своей душе, должен следить за тем, чтобы его слова и поступки были в согласии друг с другом.

Практикующему нужно научиться воздерживаться от обмана и самообмана, а также стать беспристрастным. Данный принцип очень много значит для медитации, так как в трансовом состоянии неподготовленный человек может легко поверить в галлюцинацию или подвергнуться самообману.

Правда несет в мир свет и добро, именно поэтому Сатья — это принцип, который как никакой другой воссоединяет человека с Богом.

Астея

Третий принцип Ямы предполагает освобождение человека от жадности и от желания иметь что-то, принадлежащие другим людям, будь то вещи или заслуги. Самая главная причина того, почему человек совершает хищения заключается в неукротимом желании обладать чем-либо. В связи с этим, для того, чтобы освоить Астею человек должен не только обуздать свои желания, но еще и избавиться от привязанности к собственным достижениям.

Если человек сможет принять идею не обладания тем, что он не заслуживает, то тогда он сумеет найти покой в своей душе и научиться быть в полной мере удовлетворенным тем, чего сумел добиться сам. Брахмачарьи

Четвертая Яма предполагает свободу от чувственных соблазнов. Нарушением предписаний Брахмачарьи являются: похоть, развязное поведение и желание находиться в компании, где присутствуют только лица другого пола.

Если более широко охватить данный принцип, то можно увидеть, что он распространяется абсолютно на все вещи, которые могут вызвать у человека желание физических удовольствий. Поэтому, Брахмачарьи — принцип, суть которого в необходимости сдерживания естественных потребностей, которые многие люди не в силах контролировать из-за собственной невежественности.

Для того, чтобы усвоить Брахмачарью необходимо не только воздерживаться от чувственных страстей, но и практиковать медитацию.

Апариграха

Последний принцип — предполагающий непринятие даров и благодеяний. От них следует отказываться так как, согласно индийской философии, они несут в себе все пороки дарителя, в результате чего образуется кармический долг.

Человек, который все глубже и глубже познает Апариграху, начинает понимать, что у него нет никакой собственности, а все что он имеет или делает — это дар Бога. В результате постижения этого последнего принципа Ямы ученик обретет память о своих прошлых жизнях.

Благодаря Апариграхе можно избавиться от горя утры, побороть боязнь и перестать беспокоиться о том, что тебе принадлежит.

★ Яма, йога — йога .. Информация

Пользователи также искали:

нияма йога это, принципы ямы и ниямы в социуме, яма, нияма, асана, пранаяма, яма нияма» — книга, яма йога conan exiles, яма йога conan, яма йога джйотиш, яма йога это, йога, нияма, Яма йога, яма йога conan, conan, exiles, яма йога это, нияма йога это, яма йога conan exiles, принципы ямы и ниямы в социуме, джйотиш, ниямы, социуме, асана, пранаяма, книга, принципы, яма нияма — книга, яма нияма асана пранаяма, яма йога джйотиш, яма (йога),

. ..

ЯМА И НИЯМА (КРИЯ-ЙОГА) ИЛИ С ЧЕГО… — Йога: Погружение в практику

ЯМА И НИЯМА (КРИЯ-ЙОГА) ИЛИ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЙОГА

Для успешного продвижения в йоге необходимо сначала освоить Крия-йогу. Практика показывает, что, не проработав этой ступени, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных успехов в йоге. Они или бросают занятия, или «топчутся на месте» не в состоянии реализовать свои планы.

Можно сразу приступить к следующей ступени — физическим упражнениям, но параллельно следует обязательно осваивать Яму — Нияму. Этот компромиссный вариант намного хуже традиционного подхода: первым делом обучиться Крия-йоге.

Итак, следует начать с начальной ступени — Ямы, установления гармонии с социальной средой, поскольку социальные факторы оказывают решающее воздействие на человека по сравнению с другими влияниями и к ним труднее приспособиться. Общественные отношения требуют от человека реакций широкого диапазона, часть из которых оказывает вредное влияние на его здоровье и отрицательно отражается на жизни общества. Для ликвидации психических «зажимов», отрицательных эмоций, психологических срывов существуют правила общественного поведения. Выполняя их, ученик предотвращает формирование в своей психике и поведении отрицательных черт. Ему не приходится стыдиться каких-либо плохих поступков, «краснеть» за себя. Он освобождается от пороков и вредных привычек. Его тело и сознание удерживаются в уравновешенном состоянии.

Почти все заболевания возникают вследствие прямых или косвенных психологических причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие, неправильные поступки ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявиться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.

Для борьбы с этим рекомендуется первая ступень йоги Патанджали. Ее название — Яма — несет определенную символику. Согласно индийской мифологии, Яма — бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов.

1. Ахимса — не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, т. е. относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими.
Все остальные разделы логически вытекают из первого и расширяют его смысл.
2. Сатья — правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его заботах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова.
3. Астёйя — неприсвоение чужого (нестяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от алчности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью.
4. Брахмачарья — воздержание, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям — пустая трата времени и сил, отход от гармонии.
5. Апариграха — отклонение ненужных даров, свобода от накопительства в мыслях, на словах и в делах. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать не¬заслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость.

Несоблюдение этих пяти правил пагубно для индивидуума и общества в целом, так как способствует насилию, лживости, воровству, распутству и жадности, одним словом, привносит хаос в отношения между людьми, что ведет к их страданиям и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества.

Все вредные привычки и поступки вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 мин и не более часа. Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, т. е. положительные, качества. Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга создается отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться. Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и др.), избегать общества плохих людей.

Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), после¬довательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Ямы должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни.

Когда пять предписанных правил будут отработаны, продолжая их совершенствовать, можно перейти к следующей ступени — Нияме.

Если Яма означает смерть порокам, то Нияма — это противоположное качество — возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов.

1. Шаоча — внутреннее и внешнее очищение. Этот пункт является основополагающим. Остальные расширяют и дополняют его. Мы подробно рассмотрим его после перечисления всех пяти разделов Ниямы.
2. Сантоша — развитие довольства, культивируемое на месте уничтоженной алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Это победа над противоположностями. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контролирует их.
3. Тапас — самообуздание, самодисциплина, направленная на создание положительного характера, который Вы считаете своим идеалом. Тапас бывает трех видов:
а. Тапас тела (кайика) — соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха-йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм — это крайность, дисгармония. Йоги предпочитают «золотую середину». Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание. Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует, так как наше сознание в повседневной жизни реализует себя через тело.
б. Тапас речи (вачика) — говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Мауна). Оптимальный вариант — молчать один день в неделю (в выходной). В этот день старайтесь думать о возвышенном, о природе, космосе и т. п. и больше бывать на свежем воздухе.
В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: «Слово — серебро, молчание — золото».
в. Тапас ума (манасика) — культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах.
4. Свадхьяя — регулярное изучение, чтение литературы по йоге, философии, физиологии, того, что способствует самопознанию и самовоспитанию, расширению кругозора и знаний. К сожалению, большинство людей в основном читают беллетристику и специальную литературу (помогающую в работе), чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы вести здоровую, счастливую и мирную жизнь. Практика Свадхьяи принесет знания, поможет в разрешении сложных жизненных проблем, положит конец невежеству. Невежество не имеет начала, но имеет конец. У знаний есть начало, но нет конца.
5. Ишвара-пранидхана — посвящение всего себя великим и малым добрым делам, самоотверженное служение человечеству, искоренение эгоизма, постоянное пребывание в гармонии со всей Вселенной (от микро- до макромира).

Правила Ниямы, так же как и Ямы, следует практиковать в течение всей жизни в делах, речах и мыслях, изучая и внедряя их постепенно, последовательно и регулярно.

Нужно сказать, что Яму и Нияму не следует изучать формально и выполнять прямолинейно. Это сделало бы человека роботом с заданной программой. Следует вдумчиво подходить к этим вопросам, руководствуясь общими положениями, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Йог — не эгоист, с безразличием созерцающий страдания ближнего. Всегда следует подчинять свои мысли, слова и поступки общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма. Защита Отечества, борьба с несправедливостью, помощь слабому и т. п. — такой же священный долг для йога, как и для всех здравомыслящих людей.

Рассмотрим подробнее первый раздел Ниямы — Шаочу (внутреннее и внешнее очищение). Внутреннее очищение — это очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций; развитие благожелательности и других добродетелей, что достигается выполнением положений Ямы и Ниямы.

Источник:
Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих.

ЯМА — Самарский центр йоги Айенгара

 Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности. Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их назначение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.

В Яму входят следующие принципы:

* Ахимса – непричинение вреда;

* Сатья — правдивость;

* Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;

* Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;

* Брахмачарья — контроль над половым влечением.

Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии. О любом человеке, следующем заповедям Ямы, окружающие скажут — это хороший человек. Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость- радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания. Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии.

Можно многие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой. В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Ахимса

Это высшее правило морали, главное из всех Ям. Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но принцип Ахимса имеет более широкое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.

Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей. Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть. Мириться со злом нельзя.

Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение. В Бхагават Гите Шри Кришна разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться: Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов. Поэтому не надо колебаться. Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.

Йогин знает, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом. Поэтому он с готовностью помогает окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости на своем пути. Ахимса предполагает освобождение от страха. Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.

Ахимса предписывает и освобождение от гнева. При этом различают два вида гнева. В одном случае это гнев гордыни. Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам. С ним надо бороться. В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача. Это ведет к духовному развитию. Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога.

Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда. Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя. Напротив, слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями человек вредит не только другим, но также и себе.

Сатья

Сатья — дословно правдивость. Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Любая неискренность препятствует достижению гармонии.

Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд.

Контроль над речью ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем. Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.

Астея

Астея — буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого. Астея запрещает любые формы злоупотреблений. Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости. Это тесно связано со следующей моральной заповедью.

Апариграха

Апариграха — не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо. Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время.

О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал: Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему. Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз. Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.

Замечательный стих есть в Упанишадах, смысл которого сводится к следующему: отправляясь к Яме богу смерти, с собой не возьмешь ничего. Свами Йогонанда по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.

В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Брахмачарья

Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные занятия, воздержание. Однако понятие Брахмачарья — это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями. И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи. Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.

Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья — дорога мудрости. 

Яма и нияма в йоге

Яма и нияма — это компоненты или как еще называют “ступени” йоги. Впервые в истории человечества подробно этапы постижения — от самых азов до достижения особого состояния, называемого “самадхи”подробно раскрыта в труде Патанджали “Йога-Сутры”. В нем упоминается восемь ступеней:

  • Яма 
  • Нияма
  • Асана
  • Пранаяма
  • Пратьяхара
  • Дхарана
  • Дхьяна
  • Самадхи

Их рекомендуется осваивать в указанном выше порядке.

Но в наше время в студиях популяризируются только третья и четвертая ступени: асаны и пранаяма (позы и дыхательные упражнения).

Объясняется подобное положение вещей просто. В современном обществе большинство правил ямы и ниямы уже стали нормой. Принципы повсеместно применяются. Модели поведения, описанные в древних трактатах, естественны для образованных, начитанных и сознательных людей.

Постоянные посетители моего блога, неоднократно читали, что большинство переводов текстов по йоге противоречивы и не логичны. Знания трактуются согласно убеждениям и системам верований переводчика. Поэтому существуют абсолютно непохожие объяснения каждой составляющей йоги.

Я тоже не дам конкретных и четких определений ямы и ниямы, но поделюсь личными размышлениями. Мне кажется, иногда последователи индийской традиции, в стремлении полностью соответствовать философии, переходят границы здравого смысла. Только вам решать самостоятельно, где именно находятся эти границы.

Говоря предельно кратко — яма помогает взаимодействовать с окружающими, а нияма — формирует отношение к себе.

А теперь остановлюсь на принципах подробнее.

Содержание статьи

Яма

Эта часть йоги посвящена изменению личности. Прежде, чем приступать к упражнениям, рекомендуется пересмотреть отношение к окружающим. Яма часто интерпретируется, как христианские заповеди.

Например, “ахимса”, которая переводится как ненасилие, часто соотносится с библейским “не убий”. А “астея” трактуется как “не укради”. Тем не менее, яма —  не аналог 10 христианских заповедей и акцентирует внимание на других аспектах.

Итак, яма описывает правила взаимодействия с окружающими. В переводе означает “обуздание”. Цель ступени — научиться правильно выстраивать контакты с окружением. Согласно яме, всевозможные эмоциональные проявления, например, злость, зависть, необъективная оценка, жадность препятствуют нормальному дружескому общению, возникновению доверия. Потому подобные эмоции — плохой советчик. А щедрость, честность, искренность, воспитанность и образованность помогает наладить социальные взаимосвязи, что, в результате, приводит к осуществлению многих жизненных задач.

Ахимса — первый принцип ямы

В переводе — ненасилие. Распространенное трактование первого компонента ямы — полный отказ от насилия не только к собратьям по разуму, но и к животными. Подразумевается необходимость перехода на вегетарианство. Но в утверждении скрывается доля лицемерия. Растения мы также убиваем, чтобы выжить. То, что страдания растений не заметны — не отменяет сути. Кроме того, мы боремся с вирусами при гриппе или ОРЗ; с микробами, когда проводим влажную уборку в доме или моем руки; с насекомыми, убивая комаров или муравьев в доме.

Почему некоторые испытывая сострадание к млекопитающим переходят на вегетарианство? Мы больше склонны сострадать тем, кто на нас похож. Их мучения нам более близки. Они наталкивают на мысли о смертности. 

В целом, намерение вообще никого и никогда не убивать слишком непонятна представителям западного типа мышления.

Всегда ли следует придерживаться принципа ахимсы?

Сторонники восточных религий иногда слишком далеко заходили в своих убеждениях. Например, в Джайнизме — одной из индийских религий отдельными монахами использовались ходули, чтобы реже наступать на насекомых при ходьбе. Кроме того, приверженцы религиозного течения не употребляли в пищу корнеплоды, чтобы не убивать растения. К их счастью, они не догадывались о существовании вирусов и микробов. Возможно, они бы боролись за уничтожение своего иммунитета.

Не менее радикальным мировоззрением обладал знаменитый индийский борец за независимость страны Махатма Ганди. Он взял за основу в политической борьбе концепцию ахимсы. Его методы у многих вызывают восхищение. Однако его суждения о еврейском геноциде мало кому известны.

“ Пять миллионов евреев убил Гитлер. Это великое преступление нашего времени. Тем не менее евреи должны были лечь под нож мясника… Это пробудило бы народ Германии”

Прав Ганди или нет — вопрос спорный. Согласитесь, легко жертвовать, если утраты тебя не касаются.

Каждый с легкостью вспомнить несколько ситуаций, когда довелось защищать собственную жизнь или достоинство. В тот момент идея ненасилия не казалась приемлемой. Думаю, каждая мама скажет, что никакая яма не имеет значения, когда жизнь ее ребенка под угрозой.

Иногда сторонники йоги, забывают об ахимсе по отношению к себе. Часто я замечаю чрезмерное усердие в йоге. Студенты, глядя на соседа по коврику, пытаются повторить асаны в недоступных им вариантах. Я согласна с желанием стать лучше. При том разрушение тела, разрывы связок и мышц совершенно не обязательны. Подробнее о безопасном выполнении асан читайте здесь.

Приведенные примеры показывают, что ахимсу интерпретировать можно как угодно. Но четкую грань между стремлением организма выжить и желанием соответствовать принципу ненасилия — невозможно.

Сатья 

Переводится как «правдивость». Значение ямы также имеет множество интерпретаций. 

Некоторые трактуют яму как честность во всем: мыслях словах, действиях. Кто-то же утверждает, что имеется в виду клевета и лжесвидетельство. Практикующий йогу, не должен очернять других. Сложно не согласиться ни с первым, ни со вторым утверждением. Но подобное объяснение сатьи, как мне кажется, слишком примитивно.

Более точный перевод слова сатья — истина.

Потому третий постулат ямы подразумевает искренность в намерениях.

Во вселенной нет лжи. Это человеческое изобретение. Вранье используется для достижения мелочных, эгоистичных целей. Собрата по разуму обмануть относительно просто. А Вселенную (Бога, Высший разум) — невозможно. В мире существует определенный баланс. Мы насыщаем вибрациями и энергиями пространство, возникает резонанс и приходит соответствующий ответ.

Если деятельность в сфере йоги подкреплена желанием стать гуру, или добиться материального процветания, то намерения, вероятно, воплотятся в жизнь. Но продвижение к конечной цели — самадхи окажется затруднительным или полностью прекратится.

Подводя итог вышесказанному, третья яма подразумевает искренность намерений, подтвержденная мыслями, жестами и действиями. Тогда практик становится проводником истинного знания.

Астея

“Стея” на санскрите означает воровство. Приставка “а” — переводится как «не». Переводится четвертая яма буквально. Уточню, воровство употребляется не только в значении “мелочь по карманам тырить”.

Иногда мы отбираем и у себя и окружения невосполнимый ресурс — время. Любая беседа, досуг, проведенный вместе с другим человеком — бесценный дар. Его не стоит тратить на бесполезное времяпрепровождение.

А вот что говорил о данной яме признанный мастер Шарат Джойс:

“Это понятие включает в себя неворовство работы, идей и даже попыток выполнения асан, которым вас пока не учили”

Астея состоит из 2 компонентов:

  1. Не брать то, что тебе не давали, даже в воображении.
  2. Ценить то, что получаешь.

Согласно индийской философии, необходимые материальные ценности могут приходить сами по себе. Новички в йоге или других эзотерических традиций, начинают замечать, что к ним внезапно приходят материальные блага. Например, сваливается какая-то сумма на поездку на ретрит или они получают высокооплачиваемую работу. Следует заметить, истории внезапных приобретений связаны с потенциальной возможностью собственного развития, а не удовлетворения простых эгоистичных желаний.

Поверить в возможность таких проявлений ямы очень сложно. Нас убеждают, что материальное благополучие зарабатывается тяжким трудом. Способность получать то, что желаешь — проявление сиддх. То есть сверхспособность, приобретенная благодаря регулярной практике. Но, как я уже говорила, прикинуться йогом не получится. Законы природы не обманешь. См. пункт о сатье.

В завершение темы, снова упомяну мнение М. Ганди. В его интерпретации те, придерживаются астеи — не могут иметь наемных работников, потому что присвоение результатов чужого труда противоречит яме.

Снова повторюсь, принимать чужие взгляды или нет — персональный выбор каждого. Для более широкого понимания, я стараюсь привести в качестве примера самые разнообразные толкования принципов ямы.

Брахмачарья 

Обычно пятая яма трактуется как обет безбрачия или целибат. Но перевод не указывает на необходимость такого поведения.

“Брахма-” означает “Абсолют, Дух”, “-Ачарьи” —  “ приверженность”, “следование”. Что значит следование Духовному Пути.

Еще одно значение данной ямы — ученик брахмана. Видимо, отсюда возникло мнение, что постулат указывает на сексуальное воздержание. В древние времена в Индии учениками становились подростки. Период ученичества продолжался лет до 25 или пока юноша не женится. Создание семьи, рождение ребенка отвлекало от обучения, делало невозможным. Потому ученикам рекомендовалось полностью воздерживаться от секса.

Однако в “Йога-Сутрах” речи о сексуальном воздержании не идет. Вот как звучит определение в переводе Дешикачара:

“30.4 Ровное поведение во всех действиях.“

Как пример приведу буддийскую притчу.

Рядом с бурной рекой стояла красивая обнаженная девушка. Она собиралась перейти вброд, но боялась, что ее снесет течением. Когда мимо проходили два монаха, она попросила ей помочь. Один из них, не думая, взял ее на руки и перенес на другой берег. Его спутник пришел в бешенство:

— Ты нарушил правила, это запрещено! Я расскажу об этом настоятелю монастыря!

— Что запрещено? — удивился первый монах.

— Ты нес на руках голую девушку!

— Я просто помог, а то что она голая — не заметил. Для меня она осталась на берегу. А ты до сих пор ее несешь?

Притча показывает как подавление желаний приводит к зацикленности в мыслях на предмете ограничений, что замедляет продвижение.

В широком смысле Брахмачарья — это контроль мыслей и эмоций. Основные усилия следует направить не в сторону получения физических удовольствий, таких как еда, секс, вечеринки, алкоголь. Их смещают в сторону духовных стремлений, приобретения другого рода опыта, самонаблюдению. Но это не значит, что от удовлетворения физических потребностей требуется полностью отказаться. Отказ — не решает проблему. Умеренность — единственный способ прекратить рассеивание личной жизненной силы. Следование пятой яме способствует накоплению достаточного количества энергии, чтобы выйти на более сложные уровни.

Апариграха

Буквальное значение шестой ямы — “не цепляться за все вокруг”. Во многих источниках звучит как щедрость, ненакопительство. Но второй пункт ямы — астея имеет почти то же значение. Тем не менее, понятия отличаются. В четвертой яме речь идет о способности отказа от ненужных предметов.

Наш ум цепляется и физические объекты, и за любую мысль или воспоминание.

Проведем мысленный эксперимент.

  1. Попробуйте на минуту представить белую обезьяну в своем воображении.
  2. А теперь не представляйте белую обезьяну.

Уверена, что ум крепко ухватил образ и избавится от него быстро не получилось. Ключик к решению задачи — замена объекта, например на пустоту. Тем, у кого есть длительный опыт медитаций, переключиться гораздо проще.

Склонность к накопительству распространяется не только вещи. Скорее материальные ценности привлекают бедных, испытывающих нужду. Обеспеченные люди стараются накопить приятные воспоминания, навыки, информацию.

Поэтому сейчас столь популярны путешествия, различные курсы, семинары, ретриты. Ценности у общества изменились, а желание копить и приобретать — осталось.

Апариграха — умение довольствоваться насущным, и умение отказаться от лишнего.

В современном обществе появился новый тренд, “Sustainable consumption” — “Сознательное потребление”. Основной его постулат созвучен принципу данной ямы. Сторонники течения стараются брать от мира лишь самое необходимое, намеренно сокращая потребление, энергии, пищи, различных предметов, чтобы не наносить вред окружающей среде.

Нияма

Наконец-то мы добрались до следующей ступени йоги. Это 5 советов для повседневной жизни.

Шауча

Переводится как чистота. Концепция не оригинальная. Возможно, правила гигиены 2000 лет назад применялись редко. Сейчас дополнительно говорить о необходимости содержания тела и окружающего пространства в чистоте — нет необходимости.

Чистота тела невозможна без правильного питания. Фаст-фуд, жирная, острая пища никак не способствует очищению организма. Но и эта мысль не нова.

Некоторые переводчики, например, Вивекананда, Фальков предлагают читателю весьма странную интерпретацию шаучи. Согласно их видению, правильная практика первой ниямы пробуждает отвращение к собственному телу, и нежелание контактировать телесно. Но существуют менее радикальные варианты:

“ Если чистоплотность уже развита, она открывает то, что должно постоянно поддерживаться и что остается вечно чистым. Загнивающее – внешнее. Чистое – внутри.”

Известные мастера йоги, например, Свами Сатьянанда Сарасвати, Шри Т. Кришнамачарьи, Паттабхи Джойс утверждают, что внешняя и внутренняя чистота взаимосвязаны. Важно поддерживать в чистоте обе. Гигиена тела помогает и порядок  в доме помогает развитию дисциплины. 

Что подразумевается под определением внутренняя чистота? Во-первых, она отражается в речи. Нецензурная лексика вряд ли создаст впечатление жизнерадостной, сильной, удовлетворенной, самореализованной личности. Скорее, указывает на специфический способ защиты и желание показать свое превосходство, исходящее от неуверенности и неудовлетворенности.

Во вторых, любые эмоциональные реакции — злость, зависть, ревность, обиды только уводят от чистого сознания. Совсем не значит, что их надо подавлять, или пытаться насильно избавиться. Достаточно найти причину проблемы, которая вызывает реакции. Как правило, в повседневной жизни применяются стратегии поведения, выученные в детстве для манипуляции взрослыми. Хотя в старшем возрасте подобные модели уже не работают, мы продолжаем повторять приобретенные шаблоны. Обнаружение и наблюдение за источником проблем автоматически приводят к разрушению поведенческого шаблона, в связи с тем, что мы начинаем ясно понимать бессмысленность подобной модели.

Сантоша

На санскрите означает — удовлетворенность. Определение ниямы пересекается с шестой ямой, апариграхой. Желание потреблять может остановить только внутреннее удовлетворение.

Однако сантоша наименее понятна жителям западного мира. Мы можем отказаться от чрезмерного потребительства, но совершенно неспособны отказаться от достижений. Удовлетворенность и принятие нам абсолютно не свойственны.

В Индии полно жителей, медитирующих под пальмой или занимающихся пранаямой прямо на улицах города. Для многих из них — место под пальмой — их постоянное место жительства.

Однажды на улице Нью-Дели, на какой-то жуткой помойке (там они в порядке вещей), я увидела одну семью. Как мне показалось тогда, семейство, живущее в том ужасе нисколько не смущало или расстраивало их положение. Спустя время, я неоднократно мысленно возвращалась к ним, и к тому, насколько у них развито принятие окружения.

Мне сложно определить границу между покорным смирением и удовлетворенностью жизнью. Действительно ли их образ жизни — отражение ямы и ниямы, глубоко укоренившихся в их культуре?

На мой взгляд, практикуя сантошу, нужно не ныть, не жаловаться, не сожалеть, не винить в неудачах окружающих или судьбу, но при том сохранять деятельность и активность, потому что апатия и лень противоречат второй нияме.

Тапас

Название ниямы происходит от корня, который буквально переводится как “нагревать”. Применяется скорее в значении “рвение”, “накал”. Это слово возникло задолго до возникновения слова “йога” и использовалось для обозначения духовного совершенствования.

Практика требует ежедневных усилий. Высокий уровень мотивации, толкает к действиям, стимулирует продолжать занятия. Однако настрой нужно подпитывать.

Помогает чтение книг, посещение семинаров и ретритов, общение с людьми со схожими стремлениями.

Одновременно, к третьей нияме относится ограничение общения с теми, кто далек от аналогичных целей. Также стоит сформировать список приоритетов и им уделять больше внимания.

По-сути, третья нияма — это дисциплина и преданность идее.

Свадхьяя

“Сва”- означает свое, собственное, “адхьяя” — “приближение к чему-то”. Применяется в значении “изучение”, “познание”.

Традиционно нияма интерпретируется как познание себя, самонаблюдение на разных уровнях бытия: физическом, ментальном, эмоциональном.

Полностью сутра, посвященная четвертой нияме звучит так:

“Способность обучаться и пересмотр и переоценка успехов в продвижении вперед.”

Тапас и свадхьяя неразрывно связаны. Невозможно сохранять пыл и рвение без новых знаний. Чтение — отличный источник информации. Все проблемы и препятствия — не уникальны. С ними уже кто-то сталкивался , и находил решения. Вместо того, чтобы “изобретать велосипед” достаточно найти надежные, заслуживающие доверия источники.

Но и здесь кроется ловушка. Существует синдром “вечного студента”. Выражается он в том, что человек потребляет знания, но не применяет их на практике. Возникает подобное поведения в результате внутренней неуверенности и стремлению к накопительству (в данном случае речь идет о знаниях).

Свадхьяя, то есть самонаблюдение и осознанность выявляет подобные проблемы. Когда кажется что нет препятствий и нет проблем с продвижением вперед, тогда тоже не стоит терять бдительность. Эго и природная лень способны незаметно уводить от намеченных целей.

Ишварапранидхана

Слово “Ишвара-” трактуется как “Бог”, “-пранидхана” — вспоминать. Ознакомившись с десятком переводов, я поняла что относительно пятой ниямы также нет единогласного мнения.

Для себя я определила ишварапранидхану, как способность совершать поступки не ожидая результата. Что в оригинале звучит примерно как посвящение своих поступков Богу.

При том поступки не совершаются бесцельно. Я настраиваюсь на любой поворот событий. Конечно, успех в начинаниях кажется предпочтительнее. Но нияма дает осознание того, что мои внутренние установки (или Божественное провидение?) и намерения ведут в ситуации, способствующие развитию.

Способность не опускать руки после неудач, продолжение движения в заданном направлении, в моем понимании, отражает концепцию ишварапранидханы.

Человеческий мозг ограничен информацией, поступающей от органов чувств. Мы не видим ультрафиолетовые лучи, не слышим инфразвук, что доказывает что мы не способны воспринимать мир во всей ее полноте, а на самом деле мы лишь пылинки на ветру, пребывающие в неведении.

Заключение

Вот и подошло к концу мое длительное повествование о яме и нияме. Думаю, заметка скорее, дает повод для размышлений, а не четкие ответы. Вопросы философии не обладают единственно верными и неизменными трактовками. Сменяются поколения, мировоззрение и ценности. Соответственно, интерпретации сменяют друг друга. Ни одна из них не является абсолютной истиной, а лишь служит почвой для собственных выводов.

Успешной всем практики! Ваша Диана Рюгер 😊 🙏 🕉


ПИТ | Клуб здоровья Four Seasons

Я хочу стать лучшим спортсменом.

Наши тренировки по спортивным спортивным достижениям включают в себя:

Что для вас значит стать лучшим спортсменом? Сила, выносливость, ловкость? Тренировки в сезон и вне сезона? Вы пришли в нужное место. Независимо от того, хотите ли вы получить больше игрового времени или получить спортивную стипендию, мы обслуживаем спортсменов всех уровней и целей, чтобы улучшить результаты.

  • Скорость: техника линейной и поперечной скорости, скорость ног и маневренность
  • Развитие взрывной силы
  • Функционально-силовая тренировка
  • Кондиционирование энергосистемы
  • Тренировка движений и гибкость
  • Снижение травм и восстановление
  • Образование в области питания

Ветераны:

(от 14 лет, за некоторыми исключениями)

Наша программа Veteran Performance включает 60-минутные классы интенсивных тренировок и тренировок. Наши спортсмены уровня ветеранов часто тренировались с нами и заканчивали уровни Rookie и Pro, но не всегда. Ветераны не новички в силовой и физической подготовке и могут продемонстрировать эффективность в различных техниках, упражнениях и движениях. Группы по-прежнему остаются небольшими, с максимальным соотношением тренеров и спортсменов 1: 8, чтобы обеспечить максимальное индивидуальное внимание для обеспечения максимальных результатов!

Плюсов:

(обычно 9-14 лет, за некоторыми исключениями)

Наша программа Pro Performance начинается со спортсменов, которые достигли уровня новичка и научились безопасно и эффективно тренироваться в течение 60-минутных занятий.Спортсмены профессионального уровня все еще учатся, но усвоили наши базовые концепции, полученные на занятиях уровня новичков. Наши спортсмены уровня Pro готовы сосредоточиться и работать над более прогрессивными силовыми тренировками в течение целых 60 минут. При соотношении не более 8 спортсменов на одного тренера, мы будем внимательно следить за тем, чтобы спортсмены поддерживали правильную форму, строя свою спортивную основу в PIT!

Новички:

(обычно возраст 7-11 лет, за некоторыми исключениями)

Наша программа «Эффективность новичков» лежит в основе всех наших концепций в PIT. Наши спортсмены уровня новичков изучат основные модели движений и техники, необходимые для эффективных и спортивных движений. Программа для новичков предназначена для начинающих спортсменов, чтобы научиться тренироваться. Мы будем работать над скоростью, ловкостью, сменой направления и, в основном, над моделями силовых движений с собственным весом. Наше соотношение остается неизменным для этой группы: соотношение спортсмена и тренера 8: 1. Безопасность и удовольствие для вашего спортсмена-новичка — приоритет №1 для этого уровня!

* Тренеры оценивают уровень каждого спортсмена.Есть вероятность, что мы попробуем выйти на новый уровень, и в некоторых случаях после запуска программы потребуется прогресс / снижение уровней

Скорость и ловкость:

(от 10 лет)

Скорость важна в большинстве видов спорта, но многие спортсмены полагаются на чистый талант, чтобы получить это преимущество. Теперь вы можете узнать у сертифицированных профессионалов, как стать более эффективными, взрывными и мощными в своих движениях. Наша программа «Скорость и ловкость» — это 30-минутная прогрессивная программа, в которой основное внимание уделяется линейным, поперечным и разнонаправленным движениям, разработанная для увеличения ускорения и улучшения изменения направления.Зарегистрируйтесь сегодня и будьте на шаг впереди своих конкурентов!

Обучение технике баскетбола:

(от 7 лет)

Изучите фирменные наборы навыков «Я возможный» и получите новые знания, которые можно применять во время игр и тренировок! Движение «Я возможен» — это влиятельный союз тренеров, которые коллективно меняют мир баскетбола благодаря нашему беспристрастному подходу к игре. Вместо того, чтобы обучать навыкам, основанным на личном мнении, системах или философии команды, мы разбираем все навыки, которые игроки считают эффективными, чтобы помочь любому игроку добиться успеха для каждого тренера и каждой системы.Наша программа обучения технике баскетбола — это 60-минутное занятие, посвященное обращению с мячом, броскам, работе ног, пасам и индивидуальным движениям для старшеклассников младших классов и учащихся 2-6 классов.

PIT Kids

(4–9 лет)

PIT Kids — это занятие, которое проводится раз в неделю для наших юных участников PIT. Эта программа фокусируется на качествах движения и осознании тела. Дети PIT будут играть в активные игры, которые включают функциональные движения, чтобы помочь им развить лучшее качество движений и стать более активными.

Профессиональные команды

PIT сотрудничает со многими местными командами и спортсменами, чтобы обеспечить высочайшее качество спортивных достижений и функциональную подготовку. Тренеры команд работают вместе с тренерами PIT, чтобы улучшить гибкость, силу, скорость и ловкость игроков с помощью безопасных тренировок, основанных на прогрессе. Свяжитесь с Джесси, чтобы запланировать бесплатную командную демонстрацию для вашей молодежной или профессиональной команды. Если ваша команда заинтересована в регистрации в PIT как группа, пожалуйста, свяжитесь с менеджером PIT Алексом Нигро напрямую по адресу alex @ thepitbloomington. com.

Кентукки некоммерческая организация Pit Bulls of St. Francis дает собакам второй шанс

ЗАКРЫТЬ

Pit Bulls of St. Francis и SixPax Fitness проведут Puppy Yoga и дадут семи приемлемым щенкам шанс найти свой дом навсегда. (Фото: Оливия Лопес, Оливия Лопес / @ olopez4 / Staff Photographer)

В эти выходные тренажерный зал Луисвилля сотрудничает с местной некоммерческой организацией, чтобы позволить энтузиастам йоги спускаться вниз вместе с теми, кто вдохновил на это движение.

SixPax Fitness and Pit Bulls of St.Фрэнсис проводит занятия йогой для щенков, и это именно то, на что это похоже: занятие йогой в сочетании со щенячьими объятиями.

«Люди приходят, зная, что не могут заниматься йогой», — сказала Кендра Хеберт, президент Pit Bulls of St.Francis, организации по спасению приемных собак. «Это то, что нужно щенкам для того, чтобы получить необходимую информацию».

Это не просто щенки — некоммерческая организация недавно взяла помет из семи бездомных щенков лабрадора и питбуля, и всем им нужен дом.

Питбулз оф.Francis была основана в 2015 году женщиной из Луисвилля Сарой Дэниэл, чтобы помочь найти дома для собак, подвергающихся высокому риску эксплуатации или эвтаназии из-за переполненности приютов, медицинских потребностей и стигматизации породы. По словам Хеберта, большинство нуждающихся собак поступает из приютов в сельской местности.

Питбулз Св. Франциска спасли помет из семи щенков питбулей и лабрадоров. (Фото: предоставлено Кендрой Хеберт)

По данным Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, около 1,5 миллиона животных из приютов ежегодно подвергаются эвтаназии, а собаки питбулей подвергаются наибольшему риску из-за широко распространенных заблуждений. о породе.Исследования показали, что даже в приютах, где нельзя убивать, питбулей не так быстро усыновят.

«Их определенно неправильно понимают», — сказал Хеберт. «Они не злые; это то, чему вы их учите».

Вам может понравиться: LMAS ищет помощи в поиске хозяина после того, как брошенная собака чуть не умерла

Хеберт сказал, что группа пытается проводить такие мероприятия, как Puppy Yoga, всякий раз, когда у нее появляется помет, чтобы попытаться найти семьи для щенков.

Билеты на субботнее мероприятие распроданы, но есть и другие способы помочь Pit Bulls of St.Фрэнсис со своей спасательной миссией. Хеберт сказал, что они всегда ищут приемные семьи, чтобы взять собаку, пока она ждет своего вечного дома. Группе также нужны волонтеры для помощи на таких мероприятиях, как «Йога для щенков» и другие встречи с приемными собаками.

С момента основания некоммерческая организация спасла более 500 собак.

Pit Bulls of St. Francis имеет четырех взрослых собак, доступных для усыновления, и семь щенков, собирающихся заниматься йогой, также скоро будут усыновлены.

Чтобы пожертвовать или подать заявку в качестве волонтера или опекуна, обращайтесь в pitbullsofstfrancis.орг.

Свяжитесь с ведущим репортером Эммой Остин по адресу [email protected] или 502-582-4180. Следуйте за ней в Twitter по адресу @emmacaustin.

Прочтите или поделитесь этой историей: https://www.courier-journal.com/story/entertainment/events/2020/02/06/pit-bulls-st-francis-kentucky-helps-dogs-risk-euthanasia / 4665840002/

Аюрведа позы йоги для уравновешивания Питты | Banyan Botanicals